0
April 19, 2024 19:41:40
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Премьер-лига Украины. За что боролись.... - Face 2 Face Betting
October 30 2008

Премьер-лига Украины. За что боролись....

На пороге — год, как собственники элитных футбольных клубов страны объявили бунт против тогдашней системы чемпионата высшей лиги, провозгласив курс на создание Украинской премьер-лиги (УПЛ). И вот — вожделенное 30 октября уже сего года, загодя обозначенная рупорами УПЛ датой ее очередных сборов ради провозглашения президента этой структуры. Год без «головы» — всякое бывает. Но, как стало известно из достоверных источников, этот день снова не станет моментом окончательного оргформирования новосозданной организации...

НАДО отметить, что идея создания Премьер-лиги в Украине изначально не была уделом дум лишь хозяев футбольных клубов: вся прогрессивная футбольная общественность страны вполне созрела до восприятия этой идеи задолго до детонации практических шагов с их стороны. Поскольку, категорично выражаясь, уже осточертело воспринимать состязание в футбол — как, изначально, искусство творческое — под углом зрения глубины знаний о его практической отечественной специфике: насколько благоволят той или иной команде «сверху», вхож ли, куда надо, ее президент или тренер, умеют ли договариваться с судьями и так далее. Разве нам «открыл Америку» президент ФК «Десна» Алексей Савченко, заявив, что прошлогодний турнирный прогресс его команды в первой лиге состоялся вовсе не потому, что она так хорошо играла, а что так хорошо «сыграли» его, клубного босса, «бабки»? И что лиговая иерархия в нашей футбольной жизни в первую очередь тем и отличается, что в разных лигах «играют» разной нулехвостатости деньги?

Но я предлагаю посмотреть на этот процесс глазами собственников клубов. Они, исключительно бизнесмены, кто — больше, кто, в силу возможностей, — меньше, вкладывают свои кровные в общественно-интригующее дело даже не за спасибо. Потому что наше болельщицкое спасибо не вернется им даже адекватным затратам платежом, не говоря о прибыли. Выходит, в нашем футболе владельцы ФК — чистой воды подвижники-меценаты! Но их категорически возмущало, что в абсолютно небизнесовой среде нашего футбола господствовали неджентльменские законы. И уже верх возмущения вызывало то, что они зачастую диктовались вовсе чужаками для их среды, например, некоторыми деятелями из Профессиональной футбольной лиги.

Ведь что, диалектически рассуждая, первично: общество или государство? Понятное дело — общество, в процессе развития которого наиболее ушлые его члены брались, что называется, возглавить процесс через создание как раз надобщественных структур государства! Так и в футболе: одни платят, другие, но, подчеркну, за их счет — руководят. Но диалектика процесса необратимо движет их к конфликтности. Оказывается, боссам ФК и, читай, плательщикам за все, что жизнеобеспечивает футбол, ставят все новые и новые условия, за которыми они уже и не хозяева положения в собственном доме, — заплати за участие в чемпионате, содержи его оргаппарат, включая судей и всякого рода инспекторов, а также, будь добр, обустрой и собственный клуб по канонам «свыше» — контрактность сотрудников, вплоть до игроков, обозначь, стадионом обзаведись, порядок на нем поддерживай, а нет — плати штрафы, ДЮСШ содержи и немалое другое. А где же, спрашивается, свет в конце тоннеля? Ведь и спасибо никто не скажет, не говоря уж о благодарном возмещении сплошных убытков! И именно в передовых цивилизованных обществах накипь этого «классового» конфликта породила создание профессиональных лиг, где добровольно ответственные за обеспечение спортивных команд клубные боссы сами обустраивали соревновательные чемпионаты и на контрактных условиях набирали им обслугу. А со временем еще и достигали искомого в каждом здоровом деловом обществе — прибыльности.

Протерев глаза от созерцания окружающего европейского футбольного благоденствия, осенью прошлого года президенты ведущих футбольных клубов Украины провозгласили курс на создание профессиональной лиги — УПЛ. Но в этом процессе, на мой взгляд, изначально пошли по неверному пути: будучи явными подвижниками глобальных общественных устремлений, в попытках оторваться от «государства» — руководящих органов нашего футбола — они замкнулись в собственной среде, минимально контактируя с самой футбольной общественностью и тем самым все более углубляясь, по сути, в создание нового «государства в государстве». Уже сколько прошло встреч владельцев клубов создаваемой лиги, тщательно охраняемых и даже конспирируемых от общества — ведь ни одна из них впоследствии не была должным образом хотя бы «отбрифингована» в адрес общественности, которая строит предположения о ходе процесса по собственному усмотрению, что никак не способствует взаимопониманию еще вчера единых в устремлении сторон.

Не будем также забывать, кто является «прорабами» УПЛ — да в большинстве своем те самые персоны из Верховной Рады Украины, которые сегодня никак не могут договариваться по животрепещущим вопросам общества и государства. Стоит ли удивляться, что не могут договориться и по вопросам новосозданного детища — УПЛ.

Удостоившись весной сверхоперативной имплементации от национальной футбольной федерации, в зените лета президенты клубов на собрании в полтавском ресторане «Высокий замок» собственноручно благословили новорожденную УПЛ: «Да будет жить!» Но уже через несколько дней торжественное открытие чемпионата Премьер-лиги Украины не удостоилось даже показа по телевидению — это не могло не расстроить. Как начали — так и продолжали: чехардой дат, времени и места проведения матчей чемпионата, за выяснением коих порой не поспевали не только «благодарные» болельщики, но и телеканалы, и сами команды, вызывая на сей счет у кого досаду, у кого — злорадство. Бывший исполнительный директор ПФЛ Анатолий Попов посему и не скрывает: на фоне теперешней организации вы еще помяните «добрые времена ПФЛ» — и чем ему перечить?

Телекартинка нашего чемпионата как была, так и остается на доисторическом уровне: куда уж тут до «создания привлекательного продукта»? Меня смешат попытки разнообразить эфир послематчевыми комментариями тренеров и футболистов, когда делают это неподготовленные, даже путающие иногда имена и отчества юные репортеры. Все это (и не только) красноречиво отражает отсутствие одной из основополагающих статей доходности целого проекта, именуемой «телепул». Создается впечатление, что в полной секретности хранятся все финансовые расчеты, если они вообще существуют. Штат сотрудников УПЛ, по большей части неизвестных футбольному миру, характеризуется как недостаточными числом и умением, так и законспирированной закрытостью.

Была надежда вот-вот узнать хотя бы профессионально ответственное за все это «новаторство» лицо — новоизбранного президента УПЛ, но, как видим, желающих возглавить это детище резонно не находится, и вопрос переносится в пространство зимнего межсезонья. Оно и понятно: до футбола ли сейчас даже его боссам, когда на дворе мировой кризис? Но так в пучину кризиса может ввергнуться и вожделенная идея УПЛ. Ну хоть бы кто-нибудь вышел на люди и пояснил суть происходящего! Мы продолжаем пребывать в неведении. А неведение, как известно, порождает недоверие — убийственную вещь для приживания еще неприжившейся новации, как УПЛ!

Пусть задумаются над этим те, кто с легкостью продолжает не просто менять дату и место своих очередных собраний, а, по сути, разочаровывает ожидания целого футбольного общества: за что боролись?!

 

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru