0
April 19, 2024 10:53:43
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Бромантановый кошмар - Face 2 Face Betting
August 25 2006

Бромантановый кошмар

Отрывок из книги “Как убивали “Спартак”

На днях в издательстве “Секрет фирмы” выходит из печати книга известного спортивного журналиста, не раз печатавшегося в “МК”, Игоря Рабинера “Как убивали “Спартак”. Сенсационные подробности падения великого клуба”. Сегодня “МК-Воскресенье” публикует отрывок из главы “Бромантановый кошмар” — о скандальной истории, в результате которой капитан и лидер “Спартака” Егор Титов был дисквалифицирован на год за употребление допинга.

...Итак, бывший главврач “Спартака” Артем Катулин, дисквалифицированный на два года, досрочно амнистирован. Член КДК РФС Алексей Спирин, участвовавший в принятии этого решения, косвенно подтвердил то, о чем свидетельствуют данные из всех без исключения источников. А именно — что Катулин, при всех своих неуклюжих объяснениях, не был инициатором приема бромантана спартаковцами.

Так, источник в штабе “Спартака”-2003 вспоминает, как все начиналось:

— Когда новое руководство (во главе с Андреем Чернышовым. — Прим. И.Р.) пришло в команду, она находилась в ужасающем физическом состоянии. Проведенное обследование показало, что оно даже не на нуле, а ниже. Надо было что-то делать. И на собрании руководства команды второй врач Анатолий Щукин, пришедший вместе с Чернышовым, сказал, что есть такой препарат — бромантан. При этом он подчеркнул, что это сильный препарат и слишком увлекаться им нельзя, потому что он может быть обнаружен. Однозначного решения — давайте, мол, принимать — со стороны Чернышова тогда принято не было. Но потом его тихо начали давать. Всего же собраний штаба, на которых обсуждались в том числе и эти вопросы, было три-четыре.

(Сам Чернышов факт обследования, его неутешительных результатов и последующего собрания штаба подтверждает, но все разговоры о применении допинга на нем отрицает наотрез.)

Данные из экс-руководства “Спартака” говорят о том, что Андрей Червиченко винит лично себя в том, что, зная о лыжно-биатлонном прошлом Щукина (он сам говорил, что является мастером спорта по обоим видам), допустил его приход в команду. Иначе как “этим лыжником” бывший президент клуба его, говорят, не называет и убежден, что именно Щукин подставил Катулина, оставшись безнаказанным. Той же версии придерживается не только сам Катулин, но и источники в бывшем руководстве РФС, в спортивно-медицинских учреждениях Москвы, в столичной антидопинговой лаборатории.

Сам Титов, на протяжении долгого времени отказывавшийся публично огласить имя главного виновника своей дисквалификации, через полгода после публикации “Бромантанового “Спартака” все же открыл карты: “Мой убийца — доктор Щукин. Известно, что он работал со стимулирующими препаратами в молодежной сборной. Но срок “вымывания” этих препаратов типа бромантана он, видимо, не знал. Оказалось, они не вымываются ни через три месяца, ни через полгода. А крайним в этой истории сделали главного врача “Спартака” Катулина. Сейчас Щукин работает в “Москве”. Когда “Спартак” и “Москва” встречались в чемпионате, Щукин, направляясь ко мне навстречу, вдруг глаза отвел, в сторону отвернулся. Значит, ему есть чего стыдиться”.

— Как вы думаете, главную допинговую роль среди врачей сыграл Щукин или Катулин? — спрашиваю Ващука (бывший защитник спартаковцев. — Прим. “МК”).

— Насколько я слышал, Щукин назвал препарат и попросил его достать, а приобретал и давал нам его уже Катулин. Как я понимаю, у него есть очень хорошие связи в Москве, и он может достать все что угодно.

Одна и та же информация о Щукине идет из слишком уж разных мест, чтобы быть коллективным наветом на ни в чем не повинного человека. И выглядит он, к слову, душечкой: настоящий профессор — с седой бородкой, в интеллигентских очках, с мягкой манерой речи. Катулин — резкий в формулировках молодой человек (ему немногим за 30), с широкими плечами и очень короткой стрижкой — в этом смысле выглядит явно менее выигрышно. Вот только на внешность ориентироваться в таких вопросах не стоит…

Справедливости ради надо отметить, что во времена своего пребывания в сборной России по биатлону (а он был ее врачом с 1993 года вплоть до Олимпиады-98 в Нагано, а затем работал в Словении и Польше) Щукин в допинговых скандалах замешан не был. Об этом мне сообщили в Союзе биатлонистов России. Напротив, его взяли в сборную после того, как предыдущего врача уволили за допинговые проблемы с биатлонистом Сергеем Тарасовым.

Более того, Щукин представлял Россию в комиссии по допингу Международной федерации биатлона! Сейчас этот факт воспринимается как грустная ирония судьбы. А еще — как неоценимая школа. Один из героев Сергея Довлатова говорил: для того чтобы развалить систему, нужно сначала стать ее столпом…

И уж совсем занятно другое. По сведениям сразу из двух источников, именно на Щукина грешит теперь и человек, который привел его в “Спартак” из молодежной сборной, — Чернышов! Характерна деталь: едва получив работу в “Торпедо-Металлурге” (позднее переименованном в “Москву”), врач вдруг полностью прекратил общение со своим бывшим боссом, с которым до того был неразлейвода. Есть даже информация, что в конце осени 2003-го Чернышов столкнулся с Катулиным в Центре спортивной медицины Зураба Орджоникидзе и сказал: “Извини, я думал на тебя, потому что ты работал в команде до меня, а Щукина привел я сам. Но теперь разобрался и понял, что виноват Щукин”.

Еще один важный нюанс стал мне известен сразу с нескольких сторон — и от футболистов, и от людей из бывшего штаба “Спартака”, и из РФС. Оказывается, Щукин не ушел вслед за Чернышовым, как он это преподносит. Он подал заявление об уходе еще ДО того, как главный тренер был вызван на ковер к Червиченко! Обнаружение допинга у Титова и Ковтуна уже произошло, запахло жареным. Похоже, Щукин решил сыграть на опережение. И уже через два дня получил работу в “Торпедо-Металлурге”.

О том, как ему это удалось, я спросил гендиректора этого клуба, а теперь “Москвы” Юрия Белоуса.

— До “Спартака” Щукин уже работал у меня в “Торпедо-Металлурге” месяцев пять, совмещал с молодежной сборной. У меня самого высшее медицинское образование, и могу свидетельствовать, что он очень грамотный специалист. Когда Чернышов возглавил “Спартак”, Щукин пришел ко мне и сказал: “У меня обязательства перед Чернышовым, я обещал ему, в случае если он возглавит клуб, работать вместе с ним”. Я его отпустил — а как только Чернышова уволили, Щукин пришел ко мне, и я взял его обратно. Не знаю, что было в “Спартаке” в смысле употребления допинга, но могу точно сказать, что в нашем клубе это исключено. Я сам как медик за этим непосредственно слежу. А работой Щукина, повторяю, очень доволен.

В свое время Щукин был хорошим хирургом, которого хвалили коллеги. Звание заслуженного врача России и степень кандидата медицинских наук тоже, наверное, не дают просто так — а у Щукина они есть. У Катулина, кстати, тоже.

Но от всех этих врачебных регалий Титову, напомню, не легче. И всем остальным спартаковцам, “подсаженным” в 2003 году на бромантан, тоже. Щукин утверждает, что к Титову, Ковтуну и Ващуку его даже не подпускали. Но обязательно ли “подпускать”? Те, кто придумывает какое-то черное дело, обычно стараются руки не марать. Может быть, не понимая, что замаранная душа ничем не лучше.

Интересно, как познакомились Чернышов и Щукин. В августе 2002-го новый главный тренер молодежной сборной искал для своей команды врача. Щукин, тогда для футбольного мира еще “безымянный”, работал в клубе второй лиги “Мострансгаз”, который принадлежал скандально известному бывшему вице-президенту “Спартака” Григорию Есауленко. По непонятным причинам сразу пять игроков из заштатного “Мострансгаза” попали в молодежную сборную. Из “Мострансгаза” попал к Чернышову и врач.

— Вас не удивляет, что Катулина дисквалифицировали, а Щукина — нет? — спрашиваю Ващука.

— Щукин ушел из “Спартака” еще до того, как разгорелся официальный скандал, — в этом, думаю, все и дело. В итоге он оказался в тени, а Катулин, оставшийся в “Спартаке” и занимавшийся выведением допинга, ответил за все.

Впрочем, списывать все грехи на Щукина — непростительная наивность. В этой истории — десятки виновных. Каждый — в своей степени и на своем этапе. Если бы не образовалась цепь этих больших и маленьких вин (от слова “вина”), “дело Титова” никогда бы не потрясло российский футбольный мир.
© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru