0
April 26, 2024 15:06:44
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Как «Зениту» стадион выбирали - Face 2 Face Betting
August 29 2006

Как «Зениту» стадион выбирали

Как уже сообщал «СЭ», победу в конкурсе на разработку архитектурного проекта новой футбольной арены, которая к весне 2009 года будет возведена на месте стадиона им. Кирова в Санкт-Петербурге, одержало японское «Архитектурное бюро Kisho Kurokawa & Associates» с проектом «Космический корабль».

ОТ ШПИЛЯ ДО ТАРЕЛКИ

Чего только не видел на своем веку Смольный! Был он и институтом благородных девиц, и штабом революции... Сейчас в этом здании располагается правительство Санкт-Петербурга. Но подобного тому что происходило на минувшей неделе в его Световом зале, и повидавший виды Смольный наверняка не припомнит. Именно здесь решалось, каким быть новому питерскому стадиону чисто футбольному. И в финальную часть конкурса вышло сразу пять проектов!

Детальный макет каждого можно было легко обнаружить здесь же - в Световом зале. Причем минут за 15 до того, как приступила к работе специальная комиссия, авторов возле проектов уже не было: решив, видимо, что «перед смертью» на них все равно «не наглядишься», все они уже готовились произнести последнее презентационное слово. Нам же хватило и беглого взгляда на пять макетов, чтобы прийти к выводу: кто бы ни победил, Питер ждет нечто особенное. Например, «Золотой глаз», если конкурс выиграет ЛЕННИИПРОЕКТ. Или «Космический корабль» с восемью мачтами от японца Кишо Курокавы. Или стадион-шпиль от немецкой компании GMP, которая поставила свое творение в один ассоциативно-визуальный ряд с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством.

«Моспроект-4», как и японцы, пошел космическим путем. Имени своему варианту москвичи не дали, но, судя по форме сооружения, назвать его вполне можно было бы «Летающей тарелкой, врезающейся в Землю». И наконец, португальская фирма Tomas Taveria Projectos вынесла на суд жюри нечто вроде цирка с разноцветным куполом-крышей.

Впрочем, повторимся, все это лишь наши первые, поверхностные впечатления. Более подробные и профессиональные комментарии ждали нас впереди.

ГАГАРИН КАК СИМВОЛ «ПРОДВИНУТОСТИ» СССР

По жеребьевке первыми свой проект представляли «хозяева поля». А единственным местным участником конкурса оказался ЛЕННИИПРОЕКТ, который в свое время проектировал стадион им. Кирова. Упирали петербуржцы на многофункциональность будущего комплекса, поскольку помимо собственно стадиона предлагали соорудить гавань для яхт, легкоатлетический центр, теннисные корты и даже ледовый дворец. Плюс сохранить автотрассу «Невское кольцо», где проводятся чемпионаты России. «Сохраним и дополним» - это можно было считать девизом проекта, оцененного в 290,5 млн. долларов.

Претендент № 2 Кишо Курокава пошел другим путем. Начал с лирики, вспомнив, как 50 лет назад Ленинград оказался первым зарубежным городом, куда он попал еще совсем молодым. Лирикой же и закончил, объявив Юрия Гагарина символом «продвинутости» и развития СССР, а также личностью, вдохновившей его на создание «Космического корабля». Середину же своей проникновенной речи японец начинил подробнейшими рассуждениями о географических особенностях Петербурга, переведя их в сугубо практическую плоскость: мало света - значит, надо сделать светопроникаюшую титановую крышу и периодически выдвигать поле на улицу Как в Саппоро. Обойдется все это удовольствие в 197 миллионов долларов.

Португальцы, представляя «цирк», который они сами окрестили «Короной», с ходу заявили, что их цель - соорудить суперкомфортный комплекс для всех. Причем настолько универсальный, что хоть свадьбы здесь играй. Но скрывать не стали: за комфорт, в частности, за подогрев сидений на арене надо платить. И оценили проект в 220,8 миллиона долларов.

На этом фоне доклад представителя «Моспроекта-4» выглядел попыткой опустить комиссию с красивых западных небес на нашу российскую землю. По мнению генерального директора компании Андрея Бокова, это означает, что при строительстве новой арены в первую очередь надо заботиться о безопасности и надежности, и уж потом - об эстетике. Стоимость арены, предложенной москвичами, составляла 225 миллионов долларов.

И наконец, немецкая компания GMP, в активе которой Олимпийский стадион в Берлине и «Рейн-Энерги Штадион» в Кельне, так увлеклась сравнением своего варианта (стоимость - 243,1 миллиона) с Петропавловской крепостью, Адмиралтейством и морским маяком, что не успела показать главное - презентационный клип.

ЯПОНЦЫ ИЛИ ПИТЕРЦЫ?


Спустя пять минут губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко вместе с членами комиссии удалилась на последнее совещание. А претенденты вместе с корреспондентами «СЭ» остались мерить шагами смольненские коридоры.

- Волнуетесь? - поинтересовались мы у Бокова.

- А чего волноваться? Ведь как нам дали понять, решение все равно уже принято. Правда, кто победил, не сказали, - улыбнулся в ответ проектировщик. И добавил: - О том, какой проект лучше, «изнутри» судить довольно сложно. Но то, что россияне и иностранцы мыслят разными категориями, очевидно.
Вице-президент федерации футбола Петербурга Борис Вахрушев не стал скрывать своей позиции: кто бы ни победил, главное - чтобы стадион был построен как можно быстрее. Очень уж он нужен городу.

Чем ближе был «час икс», тем более нервной становилась атмосфера в коридорах. Курокава так и вовсе места себе не находил.

- Очень волнуюсь. Считаю, проект сделал хороший. Но оценивать его шансы сейчас, извините, не могу, - только и выдавил на наши вопросы японец.


- Ваша организация в свое время проектировала стадион имени Кирова, так что, если комиссия выберет ваш проект, получится весьма символично. Или в наше время нет места сантиментам? - поинтересовались мы у представителя ЛЕННИИПРОЕКТА Сергея Шмакова.

- Преемственность должна быть, а не сантименты. Особенно если учесть, что в данном случае она нам по силам.

- Кого считаете главными конкурентами?

- Японцев, - спрогнозировал питерский архитектор за пять минут до объявления решения комиссии. И как в воду глядел!

И ВСЕ-ТАКИ - КОРАБЛЬ!

Совещалась комиссия так долго, что казалось, имени победителя мы не узнаем никогда. Правда, огромный букет, уже приготовленный организаторами, говорил об обратном. И вот Световой зал наконец-то взорвался аплодисментами: победителем конкурса, который длился в общей сложности полгода, стал Курокава!

Правда, по словам Валентины Матвиенко, с оговорками: в течение месяца авторам «Космического корабля» надлежит исправить недостатки, указанные комиссией. Пунктов несколько: арена должна отвечать требованиям многофункциональности, эксплуатироваться круглый год, а некоторые конструктивные решения надо проверить на соответствие российским нормам и правилам строительства.

Демонтаж старой арены должен начаться в ближайшее время. На том комиссия работу завершила, а мы отправились беседовать с ее членами.


- Учитывались ли при выборе проекта интересы «Зенита», для которого, собственно, в первую очередь и будет строиться стадион? - этот вопрос мы задали президенту «Зенита» Сергею Фурсенко, входившему в комиссию.

- Все наши требования в этом смысле были учтены. Тем более что «Зенит» принимал непосредственное участие в формировании технического задания проектировщикам. При этом мы, естественно, руководствовались главным для нас принципом: на новой арене должно быть сделано все, что позволит команде играть как можно лучше.

- Например?

- Первое - мы настаивали на том, чтобы покрытие было естественным. Второе - заранее оговорили все, что связано с раздевалками. Это, правда, вопрос скорее к строителям, нежели к архитекторам, но очень хотелось бы, чтобы раздевалки соответствовали лучшим мировым стандартам. Третье - мы заранее оговорили наличие необходимых помещений для клуба. Четвертое - нам очень хотелось, чтобы болельщики «Зенита» комфортно чувствовали себя на этой чисто футбольной арене. То есть чтобы трибуны были приближены к полю и команда могла в полной мере получать поддержку трибун.

- А какими основными принципами руководствовалась комиссия в целом?

- Выбирая проект, думали о том, что надо, с одной стороны, сохранить черты сооружения архитектора Никольского, а с другой - сделать его символом XXI века.


Как выяснилось, за проект Курокавы голосовал и Максим Соколов, председатель городского Комитета по инвестициям и стратегическим проектам.

- Я сердцем голосовал за проект Курокавы, - сказал он. - Другое дело, что помимо сердца, есть еще голова. А головой все мы понимаем, что к проекту Курокавы есть определенные замечания, которые и были высказаны. Что же касается дискуссии в целом, то она была настолько искренней и в то же время жаркой, что предсказать победителя было невозможно вплоть до окончательного подсчета голосов.


- Кто занял второе место?

- Все проекты были близки к тому, чтобы по критериям УЕФА им была присвоена категория «5+«. Чуть меньше замечаний у международных экспертов, вслед за японцами, было к проекту немецкой компании GMP.

- Как будет называться новый стадион?

- Было предложено подкорректировать название проекта и дать арене имя «Летающая тарелка». Но мне кажется, что со временем стадиону будет дано собственное имя. Не исключено, что оно тоже будет выбрано конкурсным путем.

- Учитывала ли комиссия возможное приглашение в Петербург финалов Кубка УЕФА или Лиги чемпионов?

- Конечно. Ведь изначально был объявлен конкурс на строительство 50-тысячного стадиона. Но потом сами архитекторы предложили увеличить вместимость еще на 10 тысяч: ведь при прочих равных условиях преимущество отдается более вместительной арене. Тем более что 60 тысяч мест, уверен, будут востребованы и самим Питером.

- Мы неплохо поработали вместе с российскими коллегами, - поделился мнением эксперт УЕФА Эрни Уолкер. - Все проекты, которые участвовали в конкурсе, полностью соответствовали условиям УЕФА. Не могу сказать, что к проекту-победителю совсем не было технических претензий, но, надеюсь, его авторы сумеют учесть все наши пожелания. Если проект будет воплощен в жизнь без технических накладок, на севере Европы появится один из лучших футбольных стадионов в мире.


По словам Михаила Амосова, представлявшего в жюри питерский парламент, в финале конкурса серьезнее всех рассматривались три проекта - японский, португальский и немецкий. Во всех специалисты обнаружили какие-то недостатки, и обсуждение получилось весьма бурным. Например, при рассмотрении проекта Курокавы эксперты УЕФА сильно усомнились в необходимости выдвижного поля. Дело в том, что на стадионах в Германии и Японии, где такие поля есть, их за пределы арен почти не выдвигают. Конечно, пребывание на солнце для травы очень полезно, тем более в северных широтах. Но каждая такая операция обходится владельцам стадиона в десятки тысяч долларов! Поэтому в ходе обсуждения возник вопрос: а не дешевле ли просто менять газон раз в несколько лет? Зато все признали, что именно «Космический корабль» наиболее органично вписывается в существующую инфраструктуру Крестовского острова, а его вид со стороны памятника Кирову очень хорошо «увязывается» с холмом.

КУРОКАВА ГОТОВ ИЗМЕНИТЬ ПЛАНЫ

Сбросив нервное напряжение, Курокава стал гораздо разговорчивее:

- Счастлив, что жюри предпочло именно мой проект. Я работаю архитектором уже 45 лет, и за это время в мире было реализовано 360 моих проектов. Так вот, в проект стадиона в Петербурге я постарался вложить все лучшие архитектурные идеи, которые использовал на протяжении карьеры. Надеюсь, это будет один из лучших стадионов в мире!


- По словам организаторов конкурса, вы будете контролировать ход строительства. Как это будет происходить?

- После того как со мной будет подписан контракт, мое бюро, согласно пожеланиям заказчика, внесет все необходимые изменения в проект. В ходе строительства постараюсь отвечать на все вопросы заказчика по электронной почте, а в случае необходимости приезжать в Петербург. Для меня этот стадион - первый проект в России, и надеюсь, он станет лишь первым шагом в сотрудничестве моего бюро с российскими компаниями.

- Вы будете участвовать в выборе подрядчика?

- Вообще-то не собирался, но если организаторы сочтут это необходимым, готов войти в комиссию.

- В ходе презентации проекта вы сказали, что идея «Летающей тарелки» была навеяна вам Гагариным...

- Юрий Гагарин - человек, который произвел на меня неизгладимое впечатление, когда я был совсем молод. В каждом проекте должен быть дух истории того государства, где он реализуется. История стремится к будущему - и будет ли она реализована, зависит от людей. Если петербуржцы захотят, чтобы в новом стадионе воплотился великий дух космических исследований, - значит, так и произойдет.


Илья СВЕРДЛОВ, Сергей ЦИММЕРМАН
© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru