0
April 19, 2024 03:00:08
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Виктор Звягинцев: "Иногда надо много смелости, чтобы правду сказать" - Face 2 Face Betting
December 5 2010

Виктор Звягинцев: "Иногда надо много смелости, чтобы правду сказать"

В сегодняшнем номере мы завершаем публикацию интервью с бронзовым призером олимпийского Монреаля-1976 и двукратным вице-чемпионом СССР в составе донецкого «Шахтера» Виктором Звягинцевым.

Напомним, что в предыдущей части беседы речь шла о том, что осенью 1976 года в киевском «Динамо», за которое тогда выступал Звягинцев, большая группа ведущих футболистов решила устранить с поста главного тренера Валерия Лобановского. Недовольства игроков вызывал сверхинтенсивный режим тренировок, введенных известным специалистом, и отсутствие ожидаемых результатов в сезоне-1976.

Как рассказал наш собеседник, он в ту пору был в родном Донецке и вернулся в Киев, ничего не зная о том, что в команде зреет мятеж. Итак, слово - Виктору Звягинцеву...

Без вины виноватый

- Узнав о том, что команда собирается у Дома футбола, я решил, что нас ждет очередное собрание - будут полоскать за бронзу олимпийскую, мозги промывать. На деле оказалось, что за сутки до моего приезда Блохин, Веремеев, Коньков, Матвиенко, Мунтян, Колотов и Трошкин парились в бане в Конче-Заспе и решили больше не терпеть такие нечеловеческие нагрузки. Скинуть тренерский штаб! У Трошкина были очень тесные отношения с председателем Федерации футбола Украины Николаем Федоровичем Фоминых - он его даже «папой» иронично называл, и ребята расписали в бане сценарий «бунта». Вот так было...

Я подъехал на своей «Волге» к Спорткомитету за десять минут до назначенного срока - никого. Смотрю: из кустов напротив вылазит Вовка Онищенко - клянусь, так и было! А в окнах Комитета уже маячат люди. Все в курсе, и, видимо, так полагают: кто первым приедет - тот, мол, и зачинщик.

Отвожу в сторонку Мишку Фоменко: «Это что? Чего мы здесь собрались?» Он мне все выкладывает: мол, нас уже 14 человек. И испытующе: «Ну а ты-то как?» - «Я так же, как и вы, я с командой!»

Фоминых нас уже ждал: большой кабинет, овальный стол... Начал все весьма буднично Витька Колотов, наш капитан: «Федорыч, дай нам по листику бумажки...» - это к Фоминых он так по-свойски.

Тот и бровью не повел: «Пишите!»

Виктор Колотов первым нацарапал: «Я, такой-то, прошу освободить меня из команды «Динамо» Киев по собственному желанию...» Его листок пошел по овалу стола от человека к человеку в качестве образца. Все переписали, председатель Федерации футбола Украины Фоминых все 15 листов собрал - и к себе в стол.

Базилевича и Петрашевского решили убрать сразу после общего собрания команды. Нам же позволили провести решающую игру с «Днепром» без Лобановского. Если команда выигрывает - его снимают. К сожалению, мы продули 1:3. Ну а меня только за то, что, живя неподалеку и опасаясь опоздать на собрание, заявился я в Спорткомитет раньше других - не зная темы встречи, за десять минут до ее начала - молва окрестила организатором заговора против тренерского штаба киевского «Динамо».

«Буду ставить пенальти, пока «Спартак» не забьет»

- Вскоре после этих событий вы вернулись в «Шахтер»?

- Доработал до конца сезона-76, сыграл за Кубок в Днепропетровске - гол забил, потом еще несколько игр провел, и начались проблемы со здоровьем. В месте крепления мышцы к лобковой кости началось ее отслоение, пошли уколы, физиопроцедуры - результата всё нет. А это такое место, что пришить мясо не к чему, для восстановления нужен только покой, даже гладкий бег противопоказан. Месяц проболел, сезон подошел к концу, и я отправился болельщиком на знаменитую игру в Москве «Спартак» - «Шахтер», когда арбитр Фардман из Ейска дважды заставлял перебивать пенальти в пользу столичного клуба, за что его потом в подтрибунном тоннеле Старухин едва не задушил...

- Еще одна иллюстрация к разговору о чистоте спартаковского прошлого?

- Конечно. «Спартак» вылетал, и ему нужна была только победа, но еще на турнирном положении «народной» команды сказывался результат одной из параллельных игр. И вот судья в первом тайме назначает пенальти против «Шахтера», которого и близко не было. Разгоняется спартаковец Булгаков - наш вратарь Чанов парирует удар! Второй тайм. Еще один пенальти. Бьет уже Валерка Гладилин - не забивает! Фардман командует перебить: голкипер, мол, сошел с места. Ребята к арбитру: что же ты делаешь! А тот в ответ: «Спартак» будет бить, пока мяч в ворота не влетит!

Фардман заканчивал карьеру, и ему дальнейшие вероятные санкции были до лампочки - вот такие рычаги воздействия находил тогда «Спартак». 1:2 - «Шахтер» тогда уступил, но «Спартак» это не спасло: все-равно вылетел в первую лигу.

При Романцеве его команда прыгала по минному полю

- Спустя три года «Спартак» был уже на коне, выиграл золото в борьбе с «Шахтером». Сильнее были москвичи?

- Думаю, сильнее, поскольку их лидеры - Гаврюха, Черенок, Родион - были в большом порядке, показывали толковую игру, все трое - «сборники», их поддерживал отлично Сочнов, в «калитке» стоял начинающий Дасаев, зам по обороне у него тоже приличный - Буба, то есть Бубнов, да еще и «Паровозик» - такая кличка за Романцевым в те годы ходила. Главное - игра спартаковская была отлажена, фирменная. Позже стала их стилем: четко в пас, с минимумом ошибок при передачах. Это красиво смотрелось, здорово.

- А вам какая игра больше нравится? Такая вот спартаковская или ее киевская противоположность - футбол, основанный на мощи?

- Спартаковская была больше похожа на прыжки по минному полю, а динамовская - планомерная раскачка и мгновенные взрывы, скоростные проходы с флангов, прострелы, на которые летели три-четыре «адреса», каждый знал свою точку. Это была действительно динамо-машина, которую Лобановский включал на все время матча, она молотила все 90 минут без любых сбоев. А какие исполнители - Веремеев, Колотов, Коньков, Мунтян, Буряк, Блохин! Трошкин - вообще шедевр, правого защитника играл человек, сколько он делал прострелов, обводок за матч - уму непостижимо. Настоящий универсал к тому же, он только в воротах не мог стоять (смеется).

Подобрались отличные ребята - 11-15 человек основного состава, просто монолит. Хотя внутри киевского «Динамо» большой человеческой дружбы не было, даже в мое время. Все завидовали друг другу. Когда Блохин завоевал «Золотой мяч», показалось поначалу, что лучше бы он этого не делал - настолько негативно отнеслись коллеги по «Динамо» к этому успеху.

Веремеев, Коньков, Онищенко ходили и нос воротили, считали себя обиженными. Напрасно: Блохин где только не забивал - и в Софии, и в Эйндховене, и «Баварии», и за сборную, и в Союзе. Всё законно.

Но вернусь к «Спартаку» - это были аристократы, интеллигенты, и футбол у них был более романтичный. Я такого игрока, как Гаврилов, даже сейчас не вижу, у него 99 процентов КПД, по-моему - он совершенно не делал брака в передачах. Это было удивительно. Бесков как-то «строгал» Мишку Булкакова за то, что он не сделал в нужный момент необходимого паса, а тот трепыхался: «Не было вариантов...» Константин Иванович сразу приземлил: «Отдай Гаврилову - он знает, что дальше с мячом делать». Потом так про Федора Черенкова говорили...

Но «Спартак», вопреки расхожему мнению, мало кто в Союзе любил, честно вам скажу. В Москве - другое дело, а по стране их все считали снобами и зазнайками. Футболисты их недолюбливали за то, что они первыми тащили в Союз «адидас» и первыми же толкали костюмы и кроссовки втридорога нашему брату-игроку. Истинные купи-продай! Поначалу они и назывались то «пищевики», то «промкооперация». Едем за границу, а их много было и в олимпийской сборной, и в национальной «молодежке», и они все знают: что, где, по чем и сколько брать.

Вылетаем с олимпийцами в Исландию, установка в Тарасовке. Встает руководитель спартаковский: «Летим до Копенгагена, там пересадка - через два дня вылет на Рейкьявик. Оттуда возвращаемся через Лондон, живем на улице такой-то - это район дешевых магазинов».

Вместо того чтобы лететь по прямой, такой маршрут выстроят, чтобы затариться по самое «не могу». Специально приплачивали «Аэрофлоту», чтобы подбирали рейсы со сложными стыковками, с паузами по одному-два дня.

Лучшего бомбардира СССР бутсой в лоб воспитывал

- В ваше время режимить сильно приходилось? Некоторые ваши коллеги-ветераны говорят, что нынешние игроки ни выпить толком, ни футбол показать не в состоянии. Вот и российская сборная попала под раздачу после стыковых матчей со Словенией...

- Если бы нынешние ребята всей командой выпили столько, сколько Старухин брал на грудь после игры, они и дворовую команду не осилили бы на следующий день (смеется). Но он знал: переберет - получит по полной. Я как-то ему грешным делом в перерыве бутсой по лысине врезал!

- Там же шипы!

- Вот всеми этими шипам и замочил повыше лба. Мы же не знали, что он ночью делал, а наш тренер Носов в начале третьего пошел в обход. Выясняется, что «Бабуси» (кличка Виталия Старухина в «Шахтере. - Ред.) нет. Позже узнали: накануне матча с «Араратом» его армяне увезли на озеро Севан и накачали, а завтра игра. Команда ничего не знает, тренеры молчат. «Арарат», кстати, всегда прекрасно играл у себя на «Раздане», команда была у них хорошая - давят и давят. Я Старому кричу: «Виталик, ну придержи!» А он, зараза, даже не пытается овладеть мячом. Опять его тормошу, а он вдруг в ответ прямо посреди игры посылает меня прямым текстом!

Ой, зря он такую ошибку тогда совершил (смеется). Мы упираемся из всех сил, а он в полном ауте, да еще и по известному адресу своего товарища отправляет. Свисток. Помощник главного Калинин хотел со Старухиным пообщаться, а Носов его придержал: «Подожди, сейчас Звягинцев и ребята с ним сами разберутся». В раздевалке снимаю бутсу и всеми четырьмя толчковыми шипами ему по лысине...

Открывается дверь, входят тренеры, Старухин к ним со слезами. А Калинин как обрезал: «Не был бы я тренером, я бы тебе сейчас добавил».

Мы знали: уговаривай Виталика или нет - результат будет один, поэтому двое суток после матча «Бабусю» никто не трогал. Зато потом он «выходил» массажами, парилкой, тренировками. И знал уже: не забьет - сами ребята с ним разберутся по-шахтерски.

- Это он с перепугу стал лучшим бомбардиром сезона с 26 голами в 1978-м?

- Старухин - большой талантище, как нападающий - очень сильный тактик. За это ему и прощалось больше, чем любому другому. И хороший был парень.

Помню, приехал я в Архангельское на сборы, а накануне состоялась игра с «Динамо». Подходит ко мне Никулин, который играл персонально с «Бабусей» в том матче: «Послушай, говорит, ну какая он все-таки сволочь! Подонок!»

Я в шоке:

- Да Бабуся мухи не обидит! Ну забить - забьет, а так - никогда.

- У меня перед матчем в Донецке близняшки родились, я играю персонально по Старухину, а сам порхаю просто от счастья по полю. А он все вопросики подбрасывает: «Ну как дела? Как жена, как детишки...». Вот, думаю, человек. Только рот открыл ответить - смотрю, его уже нет, бац - и мяч в сетке. Ну какая сволочь... (смеется). И смех, и грех!

- Ваш зять Виктор Онопко во время февральской встречи с болельщиками ЦСКА, когда его представили в качестве новичка тренерского штаба, вынужден был поцеловать армейскую эмблему. Спартаковцы на него здорово ополчились!

- С Витей, кстати, только вчера по телефону разговаривал - но ничего о том он до сих пор не рассказывал. Надо было вспомнить на той встрече, что у него тесть за армейцев играл (смеется).

Онопко «на место» поставил и в Россию благословил

- Как Виктор вам показался на заре футбольной карьеры?

- У нас с ним интересная история приключилась. Пришел в «Шахтер» Валера Яремченко главным тренером и стал постоянно Виктора ставить левым хавом. Я несколько раз Валере говорил: ну посмотри, какой из него бровочник. Ростом под метр девяносто, бег несколько неуклюжий, он физически скорость с большим трудом набирает - это же явный защитник или «опорник». Они уехали на сбор, звонит мне оттуда зять с жалобами: «Яремченко меня поставил опорным хавом, меня так это ломает, и как до атаки далеко...»

Я ему: «А ты вообще хочешь в футбол играть? Тебе привести пример? Яремченко сам начинал левым краем - нападающим, потом был центром нападения, левым полузащитником, и Базилевич нашел ему позицию правого полузащитника, в которой он заканчивал карьеру. Так что выбирай - играть в большой футбол там, где ты нужнее, или завязывать».

И он как попер под самый развал Советского Союза, в 1991-м... Попал в олимпийскую сборную. Уже только когда я его отправлял с дочерью из Донецка в «Спартак», признался, кто «сосватал» его в «опорники». Кстати, он хотел остаться, но я на него надавил: «Ты же не знаешь, что здесь будет! Союз разваливается, дуй в Москву! Собирайте чемоданы и езжайте - потом спасибо мне скажете!» В первый же год он завоевал и Кубок, и золото чемпионата, и лучшим игроком России стал. Это была его команда на тот момент.

Илья Цымбаларь с Никифоровым тоже, кстати, с моей легкой руки оказались в России - я их укатал.

- Они же в «Черноморце» играли.

- Да, и Олегу Романцеву, и Сане Тарханову посоветовал присмотреться, сказал, что там есть готовые игроки для сборной России. Тем более что Тарханов сам играл в одесском СКА и все там знал. Поехал, пообщался - всё и срослось. Позвонил еще и Вите Прокопенко, тренеру «Черноморца» - отпускай, когда к тебе приедут из Москвы «покупатели», они на месте с тобой разберутся, я уже не вникаю в детали, но знаю, что все будет на уровне. Так и подобралась в «Спартаке» команда, ведь еще и Юран, и Кульков были в полном порядке.

- Не было мысли у Виктора играть за сборную Украины, пусть и в клубе «Спартак»?

- Он хотел, но никто не приглашал. На меня потом позже даже наезжали из Федерации футбола. Я им просто ответил: «Не надо было сидеть и чесать пальцем незнамо где! Вы Юрана упустили? Вы хоть раз Цымбаларя вызвали? Онопко позвонили, когда Союз разваливался? Какие могут быть претензии? Надо было ездить за нашими ребятами, разговаривать - в Луганск, в Одессу.

- Сейчас и Сергей Семак еще у нас в «Зените».

- Семачок вообще молодец. Возрастной уже, а в полном порядке. Тоже, кстати, наш - луганчанин...

Мы уже заканчивали разговор, когда вдруг сам собой родился вопрос:

- Какая ваша спортивная мечта, Виктор Александрович, быть может, не сбылась? Есть такая?

- Есть, и щемит постоянно. Вот сейчас сборная Украины по минифутболу поехала на чемпионат мира в Испанию и заняла там второе место - все получили заслуженных мастеров спорта, даже те, кто ни разу не выходил на площадку. Мы с Юрой Дегтяревым занимали второе место на чемпионате Европы в «большом» футболе, на Олимпиадах играли, входили в списки «33-х лучших», он был лучшим голкипером СССР - и ничего! Я так и остался «международного класса», а Дегтярь - мастером спорта. Потому что от Киева далеко живем. А ведь это на всю жизнь: заслуженный мастер спорта СССР. Как звучит!

В Новый год под гимн Союза фужер коньяка осушаю...

- Ностальгия накатывает?

- Бывает, конечно. Честно вам признаюсь - до сих пор ни один Новый год не забываю отметить по Москве. Наливаю грамм 150 коньяка в большой фужер, и пока играет российский гимн, выпиваю до дна - со слезами на глазах. Вспоминаю, как тот наш общий гимн звучал - «Союз нерушимый...» Мороз по коже до сих пор...

Накатывает, нельзя забыть всё это. Великая была страна. Великий футбол.

- Сейчас активно обсуждается вопрос объединения Кубков России и Украины. Вы за?

- Вы еще спрашиваете? Президент «Шахтера» Ринат Ахметов тоже всей душой - прекрасное ведь дело. Грандиозный турнир будет: вот тебе и телевидение, и болельщицкий аншлаг, и бизнес. Разве на «Шахтер» в Питере не соберется полный стадион? Легко! Всё пойдет, и братание в том числе. Слава богу, хоть наши сейчас на Украине пришли к власти. Не потому что лучше стало жить. Легче дышится! Думаю, теперь всё организовать будет гораздо легче. А до этого Шариковы были у власти, я не шучу - настоящие Шариковы Полиграф Полиграфовичи!

- Так и написать?

- Да. Конечно. Смело пишите, мне бояться нечего. Я их так всегда называл.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru