0
April 19, 2024 06:53:05
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Александр Лавренцов: "От футбола легко не уйдешь!" - Face 2 Face Betting
August 28 2011

Александр Лавренцов: "От футбола легко не уйдешь!"

В Пресс-клубе «Одесса-Спорт» побывал голкипер и играющий тренер вратарей ФК «ОДЕССА» Александр ЛАВРЕНЦОВ. Бронзовый призер чемпионатов Украины 1998/99 и 1999/2000 в составе криворожского «Кривбасса», вошедший в 1999 году в число 33 лучших футболистов страны, отвечает на вопросы журналистов Людмилы ЛИТНЕВСКОЙ, Леонида ФРАНЦЕСКЕВИЧА и Дмитрия БОГОМОЛОВА.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Саша, сегодня ФК «Одесса» – сплоченный интересный коллектив, сплав опыта и молодости. Мы очень ждали взрывной нужной победы, которую вы сначала добыли в Одессе, а в минувшее воскресенье одержали в Кировограде. Как дела внутри клуба сейчас?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Внутри клуба все слаженно, все действует. Микроклимат в команде благоприятный. Спасибо нашему президенту, что он всегда с нами. Тренерский состав – молодой, амбициозный – работает на результат, на красивую игру. Я считаю, что коллектив у нас подобрался очень приличный.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Говорят, у вас очень интересные отношения в коллективе. Собственно, не «говорят», а об этом живописно рассказывал сам главный тренер команды Андрей Пархоменко: о том, как он общается с людьми своего возраста, уважаемыми игроками; о той уникальной пропорции взаимного уважения, которая не мешает, а наоборот – подчеркивает субординацию. Скажите, а какие отношения с Андреем Пархоменко у вас?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Да, в нашей команде ветеранов процентов пятьдесят, и многие из них поиграли на высоком уровне. Субординация у нас присутствует, так как главный тренер – есть главный тренер. Андрей Викторович находит общий язык со всеми. Отношения у него с ветеранами: где на равных, а где – при надобности – он может поставить «на место». В целом, с ним приятно общаться, работать.

Леонид ФРАНЦЕСКЕВИЧ: – Обычно, когда у футболистов спрашиваешь мнение о партнерах, они уходят от ответа, говорят: «Спросите у тренера». Вы – в том числе и тренер. Расскажите о своих подопечных-вратарях – Алексее Паламарчуке и Андрее Скрипнике, которые порой становятся в ворота вместо вас… Насколько они прогрессируют? И можно ли ожидать их регулярной игры?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Алексей уже давно в команде, молодой парень с хорошими данными. В принципе, тренируется с хорошей мотивацией, но немножечко «ленивый». Но я думаю, что это будет достойная смена. И даже думаю, что она наступит в ближайшее время. Есть, конечно, какие-то слабости и шероховатости в его игре, но мы тренируемся, и, надеюсь, все исправим. Андрей Скрипник немного постарше, но он только вливается в коллектив. Тоже перспективный, резкий, на линии здорово играет. Есть проблемки с выходами, но будем тренироваться и достигать новых высот.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Саша, у историков, аналитиков футбола, которые любят делать сравнительный анализ, есть мнение, что вратарь в последние годы несколько «измельчал», «закончившись» примерно на вашем поколении – поколении действительно богатом на вратарей не только в Украине. В Европе играли Бартез, Кан, в Украине была хорошая плеяда: Шовковский, Вирт, Шуховцев, вы и много других. А сейчас, дескать, пойдите и найдите не просто «технаря», а личность, дирижера вратарской площади 1980 года рождения и младше… Вы согласны с этой доктриной?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Молодому вратарю тяжело прийти в команду высшей лиги, где, скажем, «звезды», и командовать наравне с, например, Шуховцевым. Ведь он может и твердое словцо сказать защитникам, и прикрикнуть. А молодому тяжеловато будет это делать. Я думаю, поколение растет. Есть в нынешней высшей лиге несколько вратарей, которые в ближайшее время потеснят и Александра Шовковского, которого лично я считаю наисильнейшим вратарем Украины. Достойная смена будет!

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – А на каких кумирах росли вы? Ринат Дасаев?!

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Это точно! В нашем детстве увидеть какие-то чемпионаты зарубежных стран было нереально. Единственное, чемпионаты мира и Европы. Так что мы росли на «своих» кумирах. Дасаев, Оливер Кан, хороший голкипер – Виктор Гришко.

Дмитрий БОГОМОЛОВ: – А чего выбрали именно вратарскую стезю?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Я пришел в футбол классе во втором, и играл нападающего несколько лет. Забивал. Честно говоря, я не особо помню тот момент, когда стал вратарем. По-моему, заболел наш вратарь (смеется). А поскольку я был повыше многих, так меня и поставили в ворота. Стою до сих пор.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – После родных измаильских футбольных «университетов» затем у вас был харьковский период. Как вы попали на восток страны?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – После седьмого класса меня приглашали в том числе и в «Черноморец». Я должен был поехать в Одессу в спецкласс. Но тогда в Харькове учился мой земляк Александр Призетко, который до этого учился и в «Черноморце», который меня и сосватал в Харьков. Я уехал туда в спортинтернат.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – А как оказались в Молдавии, где дебютировали в профессиональном футболе, в клубе с затейливым названием «Спортул Студенцеск»?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Играя за измаильский «Дунаец» на область и на Украину, показывал неплохую игру. Ввиду близости Измаила и Молдавии, люди оттуда приезжали, смотрели игры и однажды предложили мне подумать о молдавском чемпионате. Я сначала ездил в «Зимбру» на неделю, потом – в Бельцы, и оказался, наконец, в хорошей студенческой команде «Спортул Студенцеск», где действительно начал свою профессиональную карьеру.

Дмитрий БОГОМОЛОВ: – Потом в вашей карьере наступил украинский период, который длился пять лет. Это и «Верес», и СК «Николаев», но наибольших успехов вы добились в «Кривбассе». Две «бронзы» – это то, чем можно похвастать!

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Да! Тем более, третье место было как первое, потому что у нас есть две команды, которые тяжело сбросить с пьедестала. «Кривбасс» же два года подряд становился третьим. Тем приятнее. Поскольку не так трудно «стать», как потом еще раз доказать.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – В первом из этих сезонов вы отстояли буквально все матчи. И у вас второй показатель после Шовковского по пропущенным мячам. У него было 17, тогда «Динамо» стало чемпионом, а у вас – 18, у остальных – намного больше…

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Вы знаете, я всего этого уже не помню! Статистика меня никогда не интересовала. Наверное, это хорошо. С «Динамо» было тяжело. У них был звездный состав, дошедший до полуфинала Лиги чемпионов. С «Шахтером» мы пытались как-то бороться, но тоже не смогли…

Дмитрий БОГОМОЛОВ: – В «Кривбассе» того периода, что называется, есть кого вспомнить –Гецко, Русол, Паляница…

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Да, а еще: Грановский, Зотов, Колчин! Я считаю, это футболисты очень приличного уровня! Коллектив был хороший. Если учесть, что нас всех собрали «с листа»! Мы с «Николаева» приехали за неделю до чемпионата, Колчин вообще за три дня подъехал. Команда поменялась процентов на 70. Дали неплохой старт и потом пошло по накатанной. Мы сыгрались, и с нами было тяжело.

Леонид ФРАНЦЕСКЕВИЧ: – Сыгрались и доигрались до Кубка УЕФА! Вы же в первых двух матчей с первым соперником – «Шамкиром» – не пропустили ни одного мяча…

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Это была команда из Азербайджана. Соперник не был для нас сильным, разобрались довольно-таки легко. А вот когда я узнал результаты жеребьевки следующего раунда (смеется), – подумал: с одной стороны, интересно, но хотелось и дальше пройти! «Парму» ведь пройти тяжеловато.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – В свете того, что ваши ворота атаковали такие признанные мастера, как Эрнан Креспо и Марко Ди Вайо, я хочу отвлечься от тогдашнего розыгрыша Кубка УЕФА и просто спросить: когда ваши ворота атакуют такие футболисты и у вас считанные секунды на решения в розыгрыше комбинаций, а порой и доли секунды, – это воспринимается как-то вратарским организмом или происходит в основном на рефлексах? Вы хорошо помните фрагменты?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Это все на подсознании. Тренируешься на тренировке, а в игре все быстро пролетает. Ты не успеваешь даже осознать то, что ты делаешь. Все доходит до автоматизма. Увидел мяч рядом: выскочил – забрал (улыбается).

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Но бывает такое, что подсознание все же «оценило» оппонента! И вы себе говорите: «Да! Я почувствовал, что это забивал Эрнан Креспо!» или, например: «Я понял, что это забивала вторая лига!». Вратарскими ощущениями – есть ли разница?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Для вратаря разницы нет. Если ты пропустил, то ты пропустил! Бывают, конечно, красивые мячи, но они бывают и во второй лиге.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Но поиграть с «Пармой» все же интересно…

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Да, конечно! Во-первых, ты видишь, на что ты сам и твоя команда способны!

Дмитрий БОГОМОЛОВ: – Какие ощущения у вас были в подтрибунном помещении? Вот вы знали, что в своих воротах – вы, а в противоположных – Джанлуиджи Буффон…

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Я помню, до игры в номере мы жили с Лешей Якименко, в шутку смеялись, что 0:3 будет для нас как ничья! Но только в шутку, в которой есть доля шутки! До игры есть волнение, но мое мнение: если никакого волнения нет, – то ты не настроен на игру! Когда выходишь на игру – забываешь, с кем играешь. Уже на разминке, когда ты в первый раз ловишь мяч, вместе с этим уходит и мандраж.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Чем вы объясняете тогдашний успех «Кривбасса» и помните ли рецепт этого успеха?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Подобралась команда по исполнителям очень приличная. Было мощное довольно-таки финансирование…

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Но ведь сейчас много «приличных» команд с финансированием, а если приглядеться – так себе, «4 с минусом»… «Изюминка» в чем была?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – В коллективе очень хороший был микроклимат. Поддержка тренеров, руководства. Это тоже немало. Многие команды с тренером-тираном не дают нужного результата. В ФК «Москва» так было: они за три дня заезжали на базу и у них мало что получалось. Потом пришел другой тренер, который заговорил человеческим языком, и команда показывала очень приличный футбол.

Леонид ФРАНЦЕСКЕВИЧ: – После «Кривбасса» была Россия – Самара, Москва…

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Мой переезд в Самару для меня был неожиданным. Разговоров никаких не было. Мы знали, что в «Кривбассе» с финансированием перебои. Но мы доиграли сезон, ушли в отпуск. И тут мне позвонил президент клуба с тем, что уже через минуту меня наберет президент «Крыльев» на предмет перехода… Дело было практически решенное. В Самаре главным тренером был Александр Федорович Тарханов, который пропагандирует комбинационный футбол. После «Кривбасса» я, честно говоря, не понял, куда попал. Тактики дико разнились. В «Крыльях» могли защитники стать во вратарской и играть в квадрат с двумя нападающими. Я этого не понимал. Хотя подбор игроков был хороший. Александр Бородюк, который сейчас работает в тренерском штабе сборной России, много лет отыгравший нападающим, уже после большого немецкого периода, был у нас последним защитником. Человек с богатейшим опытом! Когда я кричал, чтобы «вынесли» мяч, он меня успокаивал: «Саня, спокойно, у нас игра такая!». В Украине тогда был совсем другой футбол: с диагоналями, забеганиями, а здесь все – на мелком и среднем пасе. Раз в неделю для техники мы тренировались со спущенными мячами даже. Многие этого не понимают, но у нас так было.

Леонид ФРАНЦЕСКЕВИЧ: – А каковы впечатления от Самары?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Очень хорошие. Благожелательные люди, очень любят футбол. Было приятно прийти на стадион, в магазин. Город жил футболом. Тогда, если не ошибаюсь, у нас была самая высокая посещаемость в лиге.

Леонид ФРАНЦЕСКЕВИЧ: – А как сложился вариант с Москвой?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – С Тархановым у нас возникли разногласия, хотя по пропущенным мячам, кажется, мы заняли третье место. Но он решил усилить вратарскую линию еще одним вратарем, сказав, что Лавренцов и Поляков слабовато сыграли. Купили в «Роторе» Чичкина. Мне, правда, предложили остаться, но, четко сказали, что буду вторым, поскольку Чичкина купили за круглую сумму. Я решил сменить команду. Было да варианта – новороссийский «Черноморец» и «Торпедо-Металлург» (Москва). В «Черноморце» мне сразу сказали, что если им удастся вернуть Левицкого, то его и оставят. Так оно и вышло. Хотя, кстати, в бытность игроком «Крыльев» я играл за «Черноморец» в товарищеском матче с самарцами. В общем, я поехал в Москву, куда меня приглашали одни люди, а потом пришли другие. То есть, по ходу поменялись президент, спонсор. Тренером стал Сергей Алейников. Проблема была в том, что он шел на поводу у лидеров команды – Новосадова, Шустикова, Корнаухова. Алейников фактически ставил тот состав, который требовали ветераны. Я «просидел» долгое время. Когда пришел другой специалист, – я успел себя проявить (тогда в «Торпедо-Металлург» наблюдалась частая смена тренеров: Алейникова сменил Валентин Иванов, поработавший буквально три месяца (май-август 2003 года), а сменивший его Александр Игнатенко руководил командой всего пять месяцев – прим. ред.). Стоял вопрос о том, останемся ли мы в высшей лиге. Мы даже неожиданно обыграли ЦСКА, выиграли на выезде у новороссийского «Черноморца» 2:1. Это была решающая игра. Я себя проявил. Подошли руководители, настаивали на продлении моего контракта. Но концовка опять не удалась. Уже по другим причинам, о которых я не хотел бы говорить. Я вернулся в «Крылья Советов», где, правда, оставался недолго – год. А потом Геннадий Литовченко, который тогда тренировал харьковский «Арсенал», пригласил меня туда. Задачи стояли самые высокие – высшая лига. Я дал добро, зная его. Уверенно прошли сборы, но стартовали мы неудачно! Потом в игровом плане вроде наладилось. А у меня возникли свои разногласия с тренером. Признаюсь, я не показывал, наверное, того футбола, на который он рассчитывал. Но тоже не без нюансов: у нас всего два удара в створ ворот за игру, мы не выигрываем, а причина вдруг – во мне…

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Я прерву на секундочку наш биографический экскурс и спрошу: у вас довольно стрессовое амплуа – вратарь, и какой бы гол не «залетал» – «ваш», «не ваш», уникальный, – он все равно «ваш», вы мяч достаете из сетки. Есть ли этого чувство боли, «червячка». Долго ли «грызет» вратаря пропущенный гол? Иммунитет вырабатывается?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – По ходу игры пропущенный мяч хороший вратарь должен сразу забыть и играть дальше! Чтобы не тяготило и не повлияло на дальнейшую игру. А после матча ты начинаешь анализировать эти голы и тогда становится тяжело на душе от мысли, что мог выручить команду!

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – А то, что вы видите из вратарской и то, что потом видите на видео, – часто разнится?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Честно говоря, часто. На экран смотришь и видишь подачу, на которую можно выйти, а в игре отлично понимаешь, что туда идти не надо – можешь не достать. Экран искажает действительность.

Дмитрий БОГОМОЛОВ: – Но ваш неоценимый опыт в Кубке УЕФА и чемпионате России позволяет вам видеть себя со стороны?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – В принципе, да. Чтение игры приходит с опытом. Когда за плечами столько игр, ты можешь на себя «смотреть» с любой точки. Конечно, это помогает. Стараемся меньше смотреть со стороны, а действовать.

Леонид ФРАНЦЕСКЕВИЧ: – Потом в вашей карьере идут «Орел», «Николаев» и даже «Солнечная Долина» – коллектив городского значения. То есть, команды значительно ниже предыдущих классом: первая лига, вторая, чемпионат Одессы. А потом – снова первая лига – «Днестр» Овидиополь, возвращение в профессиональный футбол…

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Перейдя в «Николаев», я задумался о завершении карьеры и начале тренерской. Под моим руководством неплохо заиграл Александр Гайдаржи. Его пригласили в алчевскую «Сталь» и до сих пор он играет на хорошем уровне. А у нас начались проблемы с финансированием, и мне снова пришлось вернуться в игру. А потом там поменялось руководство, тренер. Наша плеяда игроков осталась «за бортом». Я приехал в Одессу. Повышал мастерство, помогал «Ришелье», «Солнечной Долине». Футбол – такая штука, что просто так не развернешься и не уйдешь из него. Да и не нужно. Поэтому я считаю абсолютно нормальным, что я остался в обойме. И спасибо тренеру и президенту «Днестра», что тогда пригласили меня поиграть на достойном уровне. Очень приятно было нынешним летом подписать контракт с ФК «Одесса».

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Вы – уроженец Измаила. Область – то Одесская. Но с точки зрения футбольной прописки вы в этом городе недавно. А когда фактически поселились в Одессе?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – Я поселился в Одессе в 2001 году, играя в то время в Самаре. Здесь живет много моих друзей, с которыми я выступал в Николаеве, в Кривом Роге. Стал одесситом!

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Часто ли бываете в родном Измаиле?

Дмитрий БОГОМОЛОВ: – И следите ли за развитием тамошнего футбола?

Александр ЛАВРЕНЦОВ: – У меня есть знакомый с тех мест, который звонит и рассказывает, как там играют. Такое дело… В Измаиле живет моя мама, которая не только по мне, а, в основном, по внучке скучает. Бываю. Но для поездки нужно хотя бы пару дней, а в нашем графике – это тяжело. Жду отпуска, и на недельку – к маме.

Людмила ЛИТНЕВСКАЯ: – Ну что ж, пожелаем вам успехов. Футбольный клуб «Одесса» ведет себя здраво и взвешенно, не забрасывая болельщиков обещаниями, но, тем не менее, мы знаем, что люди серьезные, взрослые и мудрые ставят перед собой высокие цели, и мы ждем побед. Желаем вам спортивного долголетия и хороших воспитанников. Чтобы никто не говорил, что вратарь мельчает, а, напротив, что вратари становятся лучше! Спасибо за беседу.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru