0
May 2, 2024 01:10:06
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
За кулисами бундеслиги - Face 2 Face Betting
October 27 2006

За кулисами бундеслиги

В России существует проблема с футбольными тренерами, еще более серьезная - с игроками, но, пожалуй, хуже всего обстоят дела с менеджерами. На тренеров и футболистов худо-бедно, но учат уже более полувека, а вот зарабатывать деньги на этой игре - дело новое. Во многих клубах до сих пор живут по принципам, которые закладывались еще во времена застоя.

     Только недавно пробел решили восполнить в Государственном университете управления, где образовали факультет под названием "Менеджмент в игровых видах спорта". В начале нынешнего года студенты, выкладывающие за образование весьма серьезные суммы, побывали на стажировке в Англии, а в сентябре совершили двухнедельную поездку по Германии, которая включала в себя лекции руководителей клубов "Бавария", "Шальке", "Герта", "Байер", "Боруссия" М, "Вольфсбург" и "Майнц", экскурсии по стадионам этих команд, посещение матчей "Бавария" - "Спартак" (Лига чемпионов), "Шальке" - "Нанси" (Кубок УЕФА), "Вольфсбург" - "Ганновер", "Айнтрахт" - "Байер" и "Бавария" - "Алемания". Кроме того, состоялись встречи с компаниями, вкладывающими деньги в футбол.

     В насыщенной и интересной программе помимо студентов ГУУ принимали участие менеджеры "Локомотива" и "Сатурна", коммерческий директор эстонского ТФМК, а также генеральный директор клуба второго дивизиона "Фортуна". Всего 24 человека, среди которых оказался и корреспондент "СЭ". За пятнадцать дней наша группа проехала на автобусе 5300 километров.

ГДЕ СИДЕЛ ДРОГБА?

     Кстати, об автобусе. Он оказался тоже футбольным - с логотипами чемпионата мира и надписью Cote d`Ivoire на борту. Дело в том, что все 33 официальных автобуса ЧМ-2006 после окончания первенства были проданы Немецкому футбольному союзу и двум автопаркам. По 11 штук каждому. А эти три компании теперь на общих основаниях сдают автобусы внаем. Существует жесткое условие: 1 января 2007 года все логотипы ЧМ-2006 должны быть удалены. Возможен и вариант покупки - украинцы сейчас раздумывают над тем, чтобы приобрести свой автобус.

     Водитель у нас оказался тем самым, кто возил ивуарийцев в начале июня. У Вернера Викманна (типичного немца, так и не разобравшегося за две недели в менталитете россиян) тут же захотелось выяснить, кто из нас сидит на месте Дидье Дрогба. Но оказалось, что форвард "Челси", как и все остальные сборники, постоянно менял кресла.

     Кроме того, Викманн поведал, например, почему в салоне не работает телевизор. По первоначальному заказу ФИФА на каждый автобус должны были установить помимо прочего спутниковую антенну, DVD-проигрыватель, а сиденья иметь кожаную обивку Однако чиновники дали задний ход, когда узнали, что и без этих "наворотов" транспортное средство обходится в 320 тысяч евро.

     Все сборные довольствовались передвижением на автобусах с германскими охранниками в салонах. Лишь американцы решили выделиться - привезли своих секьюрити, кроме того, иногда предпочитали перемещаться с помощью вертолета. "Спектакль устраивали", - иронично заметил Викманн.

     Стоит ли говорить, что в каждом населенном пункте, лежащем на пути нашей группы, автобус производил фурор среди местных жителей. Все, что связано с мировым чемпионатом, до сих пор вызывает в стране неподдельный интерес.

ПОЧЕМУ В БЕРЛИНЕ НЕЛЬЗЯ ВЫЙТИ НА ПОЛЕ?

     Первым пунктом программы стало посещение "Олимпиаштадиона" в Берлине. Этот стадион был построен к Олимпийским играм 1936 года. Он является памятником архитектуры, поэтому во время реконструкции к ЧМ-2006 его фасад был сохранен. Осталась на своем месте и чаша для олимпийского огня.

     Именно на "Олимпиаштадионе" 9 июля состоялся главный матч четырехлетия Франция - Италия. И, пройдя с экскурсоводом от раздевалки до футбольного поля, нельзя было не почувствовать себя причастным к истории: вон там Зидан боднул Матерацци, по этим ступенькам великий мастер ушел из большого футбола, пройдя мимо Кубка мира, который стоял вот на этом месте!

     Кстати, на поле в Берлине посетителей не выпускают ни под каким предлогом. Несколько лет назад кто-то занес на ботинках грибок, трава оказалась поражена, так что газон пришлось полностью менять.

     Планируя реконструкцию, власти Берлина рассчитывали уложиться в 180 миллионов евро, однако на практике вышло все 260 миллионов. Но и эти средства, естественно, надеются в обозримом будущем вернуть. Например, только 74 VIP-ложи, арендная плата за которые составляет 150 - 250 тысяч евро за сезон, приносят в год около 14 миллионов. А ведь есть еще поступления от спонсоров и простых болельщиков. Да и экскурсии по стадиону приносят какие-то барыши. Проход на территорию арены стоит 3 евро, а если вы в составе группы и вам предоставляется экскурсовод, то цена увеличивается в два раза.

     От нашего гида, в частности, мы узнали, до какого абсурда доходили организаторы мирового чемпионата. В раздевалках команд скотчем заклеивались названия фенов и телевизоров, поскольку фирмы не оплатили рекламу. Хотели даже срезать унитазы и поставить официальные, но не хватило времени.


КАК "АЛЛЬЯНЦ АРЕНА" ВЛИЯЛА НА КОЛИЧЕСТВО ДТП?

     "Олимпиаштадион" - это история. "Алльянц Арена" в Мюнхене - модерн. Наверняка читатели "СЭ" видели этот стадион, напоминающий космический корабль. Его внешняя часть составлена из шести тысяч своеобразных подушек (стоимостью от 2500 евро и выше), наполненных воздухом. Арену можно окрасить в различные цвета. Красный используется во время матчей "Баварии", синий - "Мюнхена 1860", белый - национальной сборной. Возможны и другие световые эффекты, но смена цветов должна происходить не чаще, чем раз в две минуты. Дело в том, что рядом проходит трасса автобана, и на ней случались аварии из-за того, что водители засматривались на переливы "Алльянц Арены".

     У стадиона три яруса, он вмещает 66 тысяч зрителей, но от самого дальнего сиденья до кромки поля всего лишь 70 метров. На старенькой мюнхенской арене аналогичный показатель равнялся 120 метрам. Олимпийский стадион, кстати, не разрушен, поскольку является памятником архитектуры, но сделать его окупаемым достаточно сложно. Там проходят музыкальные концерты ("Алльянц Арена" для этого не используется принципиально), кроме того, существуют различные проекты, связанные, в частности, с зимними видами спорта.

     При строительстве нового стадиона отказались от идеи выдвижного поля, которое соорудили в Гельзенкирхене. И дело не только в том, что крыша пропускает ультрафиолетовые лучи, а по периметру поля между матчами выкатывают огромные вентиляторы, которые сушат газон. Все равно покрытие меняют пять раз в год, расходуя примерно 500 тысяч евро. В Мюнхене подсчитали, что это не намного дороже, чем постоянно выкатывать и закатывать поле, ведь каждая подобная процедура стоит "Шальке" 14 тысяч.

     Все строительство обошлось "Баварии" ("Мюнхен 1860" из-за финансового кризиса оказался в стороне) в 340 миллионов евро. Но срок окупаемости вовсе не велик - всего 15 лет. Только 106 VIP-лож приносят в год 15 миллионов, плюс есть обычные болельщики, которые в каждом матче обеспечивают аншлаг. Кроме того, серьезные суммы клуб получает от спонсоров, самый крупный из которых, конечно, - концерн "Алльянц", давший название арене. Председатель правления "Баварии" Карл-Хайнц Румменигге не стал раскрывать секрет, сколько компания заплатила за покупку имени, но заметил, что цифры "очень интересные".

     Охотно верится, ведь за счет этого маркетингового хода о концерне "Алльянц" теперь знают 83 процента жителей Германии. Еще одна любопытная деталь: на время матчей Лиги чемпионов (как и прошедшего чемпионата мира), согласно спонсорским соглашениям, название арены в Мюнхене должно сниматься. В прошлом году это на первом матче группового этапа сделано не было, "Баварии" пришлось заплатить крупный штраф. Поэтому я не поверил своим глазам, когда на встрече со "Спартаком" увидел на подушках стадиона те самые два слова - "Алльянц Арена". Как пояснил один из работников клуба, виной тому вовсе не халатность. Следует понимать, что в "Баварии" подсчитали: реклама концерна на одной встрече Лиги чемпионов приносит больше средств, чем размер штрафа от УЕФА.

ЧТО ПОДАРИТЬ ПЕРВОКЛАССНИКУ?

     Остальные стадионы, которые нам довелось посетить - в Майнце, Менхенгладбахе, Вольфсбурге, Леверкузене, да и Гельзенкирхене, - уступают в исторической значимости "Олимпиаштадиону" и "Алльянц Арене", но и там удалось подметить некоторые любопытные детали.

     Скажем, Вольфсбург - очень маленький город, поэтому каждый привлеченный на трибуны зритель на счету. Подумали, кажется, обо всех слоях населения. Есть специальный сектор для карликов с удобными для них сиденьями. Есть места для слабовидящих и слепых, к которым прикреплен отдельный комментатор, в мельчайших подробностях описывающий все, что происходит на поле. Есть комната с видом на поле, где можно оставить детей на попечение няни. Кстати, угадайте, где находятся камеры для содержания хулиганов? Верно, под этой детской комнатой.

     Есть в Вольфсбурге и специальные сектора для семейных пар. Вообще, в этом городе на футбол ходит больше, чем где бы то ни было, женщин: они составляют 35 процентов от общего числа посетителей. А средняя посещаемость "Фольксваген Арены" - 26 тысяч человек.

     Арена, построенная в 2002 году за 63 миллиона евро, рассчитана на 30 тысяч. Чтобы привлечь новых зрителей, клуб делает подарки каждому новорожденному (естественно, родителям) и каждому переехавшему в город. Первоклассники помимо этой атрибутики получают еще школьные принадлежности и билеты на матч. Малоимущим предоставляются скидки.

     Достойный пример для клубов с не самыми сильными традициями.

ОТЧЕГО ЛЕВЕРКУЗЕНЦАМ НЕ БЫВАЕТ ХОЛОДНО?

     У Менхенгладбаха традиции - дай бог каждому. И болельщики давно завоеваны - на каждый матч приходит в среднем по 48 тысяч. Хотя и в этом городе строительство нового "Штадион им БоруссиаПарк" в 2004 году дало новый импульс для повышения популярности клуба - на старенький "БекельбергШтадион" приходило в среднем 27 тысяч. Арена на 60 тысяч зрителей обошлась "Боруссии" в 93 миллиона евро. Часть этих средств клуб взял в кредит на 11 лет и теперь ежегодно должен выплачивать по 5 миллионов.

     При выходе из подтрибунных помещений на поле висит эмблема "Боруссии", каждый футболист должен ударить по ней, погладить или просто дотронуться. Все это делают самостоятельно, и только одного игрока приходится подсаживать кому-нибудь из партнеров: до эмблемы не достает представитель сборной Германии Оливер Нойвилль, чей рост составляет всего 169 сантиметров.

     В Майнце "Брухвегштадион" на 20 300 мест выглядит очень современным, но уже не устраивает руководство клуба. "Майнц" - самый бедный представитель бундеслиги, его бюджет "лишь" 30 миллионов евро. Этого крайне мало, чтобы выдерживать конкуренцию со стороны других команд. Ежегодно приходится бороться за выживание, что непросто с психологической точки зрения. В "Майнце" уверены, что выходом может служить только строительство нового стадиона с большей вместимостью.

     А вот в Леверкузене довольны своей "БайАреной" на 22 500 мест. Благо за спиной клуба есть мощный концерн "Байер", который позволяет несильно переживать по поводу малого числа зрителей. В Леверкузене думают не об увеличении стадиона, а об улучшении условий для посетителей. Например, к козырьку, закрывающему трибуны, приделаны мощные обогреватели, которые позволяют в сильные холода повысить температуру для всех болельщиков на восемь градусов.

     По сравнению с "БайАреной" "Арена ауфШальке" - настоящий гигант на 61 500 мест. Гельзенкирхен - вообще германская Мекка футбола. Под трибунами даже находится капелла, где в течение сезона дважды крестят детей и проводят венчания. За один раз успевают обвенчаться 20 - 25 пар, а очередь расписана на полтора года вперед.

     Довольны в клубе и своим выдвижным полем, устройство которого раскритиковали в Мюнхене. У "Шальке" свои аргументы: отсутствие газона позволяет проводить на стадионе концерты, выставки автомобилей, какие-то соревнования помимо футбола. В частности, здесь проходит знаменитая рождественская биатлонная гонка. Вывоз поля на улицу занимает 5 - 6 часов, поэтому процедура и стоит 14 тысяч евро - электроэнергии расходуется масса. Для сравнения: чтобы закрыть поле раздвижной крышей, требуется всего 12 минут.

     Строительство стадиона "Арена ауфШальке", открытого в 2001 году, обошлось в 200 миллионов евро.

ЗАЧЕМ "БАВАРИИ" КИТАЙЦЫ?

     Со стадионами, пожалуй, все. Время поговорить и об играющих на них клубах. Речь пойдет и о признанных лидерах ("Баварии" и "Шальке"), и о тех, кто пытается составить им конкуренцию ("Герта" и "Байер"), и о крепких середняках ("Боруссия" М и "Вольфсбург"), и об аутсайдере ("Майнц"). Срез, позволяющий делать выводы обо всей бундеслиге. Причем остановлюсь лишь на тех фактах, которые вряд ли известны широкому кругу читателей.

     Вершина в Германии - это, конечно, "Бавария". За полчаса предельно занятой председатель правления Карл-Хайнц Румменигге успел рассказать о команде массу интересного.

     Мюнхенцы занимают второе после "Барселоны" место в Европе по числу членов клуба - их 120 тысяч. Бюджет чемпионов Германии - 180 миллионов евро. Пять лет назад "Бавария" стала акционерным обществом: 10 процентов акций у фирмы Adidas, остальные - у тех самых членов клуба. Они, впрочем, не получают дивидендов - вся прибыль направляется на дальнейшее развитие команды. Более того, многочисленные акционеры сами делают взносы - по 60 евро в год. Все от любви к "Баварии", а не в расчете когда-нибудь разжиться. В ответ члены клуба получают льготы по приобретению билетов - их ведь достать совсем непросто, особенно на встречи с конкурентами. Тогда и приходит на выручку карточка акционера.

     Особую гордость у Румменигге вызывает тот факт, что "Бавария" является прибыльным предприятием. На юге Европы таких почти нет, подчеркнул председатель правления. Мюнхенцы же в прошлом году заработали 25 миллионов евро. По подсчетам баварцев, для окупаемости фонд зарплат клуба не должен превышать 54 процентов бюджета. У чемпиона Германии этот показатель равен 42 процентам.

     "Бавария" - это гигантизм во всем. Например, на страничке команды в интернете, переведенной на английский, испанский, японский и китайский языки, ежемесячно фиксируются 30 миллионов (!) посещений. Только из Китая заходит по 3 миллиона, из Японии - 800 тысяч. И азиатских посетителей было бы во много раз больше, играй за мюнхенцев китаец или японец. Однако поиски баварцами представителей этих стран достойного уровня пока не увенчались успехом.

     Интерес болельщиков к клубу громадный, но это не заставляет чемпионов Германии закрываться от поклонников. Мы побывали на базе мюнхенцев на следующий день после матча Лиги чемпионов со "Спартаком" и убедились, что любой фанат может спокойно подойти к своему кумиру, пообщаться с ним, взять автограф. Таких желающих собралось сотни две, но футболисты терпеливо удовлетворяли любопытство каждого. Закрытой же является только последняя тренировка перед очередным матчем.

КОГО "ВОЛЬФСБУРГ" УВЕЛ У "ДИНАМО"?

     "Герта" в последнее время влезла в долги. Поэтому недавний соперник "Москвы" в Кубке Интертото делает ставку на собственную молодежь. У "Баварии" тоже есть успехи на этом поприще, свидетельством чему игра Лама и Швайнштайгера, однако берлинцы - признанные лидеры бундеслиги по интегрированию в команду собственных воспитанников. Их в основном составе сейчас одиннадцать (!) человек, каждому - не более 23 лет.

     В раздевалку "Вольфсбурга" мы зашли за несколько часов до начала матча с "Ганновером", когда уже была разложена форма в шкафчиках игроков. И первая же футболка привлекла всеобщее внимание: на спине значилась фамилия "Евлюшкин". Имя этого 18-летнего игрока Сергей, он родился и прожил первые четыре года в Киргизии, а потом вместе с родителями переехал в Германию. Этим летом Евлюшкин подписал свой первый профессиональный контракт и был переведен из дубля в первую команду. Правда, в бундеслиге ему дебютировать пока не удалось. Зато Сергей является капитаном юношеской сборной Германии своего возраста.

     Проявлял "Вольфсбург" летом интерес к другому уроженцу СССР - Алексею Еременко. Однако дальше прощупывания почвы дело, естественно, не пошло. Как поведал мне один из сотрудников "Сатурна", полузащитника финской сборной если и отпустили бы, то за сумму не менее 10 миллионов евро, неподъемную для "Вольфсбурга".

     Пока рекордная покупка немецкого клуба - это аргентинец Сантала. Да-да, тот самый, о приобретении которого в "Динамо" уже договорился Алексей Федорычев. Но трансфер сорвался, поскольку главный акционер бело-голубых охладел к процессу вкладывания денег в российский клуб. Сантала обошелся "Волкам" в 3,6 миллиона евро, тем не менее пока не показывает футбол и на пятую часть этой суммы.

     Бюджет "Вольфсбурга" составляет 55 миллионов евро, что является примерно восьмым - десятым показателем в бундеслиге. 33 миллиона команда получает от автомобильного концерна "Фольксваген", располагающегося именно в Вольфсбурге, и других спонсоров. 16 миллионов - поступления от телевидения (примерно столько от реализации телевизионных и рекламных прав получают все российские клубы вместе взятые), остальное - от продажи билетов.

     Расходная часть бюджета делится так: 27 миллионов идут на зарплаты, 6 - на содержание и оплату стадиона, 6 - на детскую школу, остальное - текущие расходы.

ВОЙДУТ ЛИ РОССИЙСКИЕ КЛУБЫ В G-14?

     Впрочем, наполнение бюджета "Вольфсбурга" - не совсем типичное для Германии, ведь за спиной команды стоит мощная финансовая компания. Аналогом в бундеслиге является только "Байер" с одноименным концерном в качестве владельца. Остальные зарабатывают деньги сами. Вот, для сравнения, как выглядит доходная часть бюджета менхенгладбахской "Боруссии": по 20 миллионов приносит продажа билетов и телевидение, 18 - спонсоры, 6 - реализация атрибутики. Всего 64 миллиона.

     "Шальке" (бюджет 110 миллионов) стал интересен болельщикам в нашей стране благодаря спонсорскому контракту с "Газпромом" и партнерским отношениям с "Зенитом". Соглашение с российской компанией оказалось для немецкого клуба спасительной соломинкой, поскольку финансовое положение "Шальке" является худшим в Германии: долги команды составляют рекордную для бундеслиги сумму 220 миллионов евро. Так что 100 (а в случае попадания в Лигу чемпионов - 120) газпромовских миллионов за пять лет - настоящая находка для гельзенкирхенцев. Получается, что в год новый титульный спонсор будет платить по 20 - 24 миллиона, тогда как старый - страховая компания Victoria - выкладывал лишь по 6. К тому же Victoria останется одним из спонсоров.

     "Майнц" - это клуб, удерживающийся в высшем дивизионе исключительно благодаря тренеру Юргену Клоппу. Так все полагают в Германии. Впрочем, у нас тоже считали, что с уходом Сергея Оборина "Амкар" сразу развалится. Но этого пока не произошло.

     "Байер" - маленький клуб, имеющий место в организации футбольных гигантов G-14. Представителей бундеслиги в ней трое: помимо леверкузенцев еще дортмундская "Боруссия" и "Бавария". Как рассказал управляющий "Байера" Вольфганг Хольцхойзер (скромно представившийся: "Я тут главный"), в ближайшее время G-14 планирует расширяться. Причем особенное внимание уделяется командам из Восточной Европы, в частности России. Чем больше клубов будет в G-14, тем сложнее придется УЕФА в противостоянии с их организацией, заявил Хольцхойзер.

     Он, кстати, также является заместителем президента в Немецкой футбольной лиге. В отличие от нашей РФПЛ президиум у них выбирается на три года. А представителей "Локомотива" особенно заинтересовало, что бундеслига совместно реализует только телевизионные права. Рекламные же отданы на откуп клубам.

     ...Последний день поездки был выходным, его мы посвятили посещению Октоберфеста в Мюнхене. Но это уже совсем другая история.

     Константин АЛЕКСЕЕВ

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru