0
March 29, 2024 01:00:52
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Кикнадзе: прибыли от трансляции футбола нет - Face 2 Face Betting
March 16 2007

Кикнадзе: прибыли от трансляции футбола нет

В своем интервью за несколько дней до подписания субконтракта с "НТВ-ПЛЮС" главный редактор телеканала "Спорт" Василий Кикнадзе рассказал об особенностях российского рынка спортивных трансляций. СО СПУТНИКОВЫМИ КАНАЛАМИ МЫ НЕ КОНКУРЕНТЫ - Насколько я знаю, вы сейчас участвуете в неких переговорах? О чем они? - О том, как показать матчи национального чемпионата России по футболу максимальному числу зрителей. Мы — телеканал "Спорт" — готовы помочь везде, где только можем, сделать все, чтобы болельщики увидели хотя бы на один матч больше. Однако необходимо время, чтобы найти взаимоприемлемое решение. Переговоры очень напряженные, но они идут. Другие подробности я пока сообщить не могу. - Но ведь чемпионат начался уже в субботу. Где мы сможем его увидеть? - Наши коллеги с "НТВ-ПЛЮС" попросили нашей помощи — показать начало чемпионата. Именно поэтому мы демонстрировали матчи первого тура в минувшие выходные. Как будет дальше — посмотрим. - При этом, насколько я знаю, вы больше не будете транслировать матчи английской премьер-лиги? - Это правда, у нас заканчивается срок действия контракта. А коллеги предложили за права трансляции сумму, которую мы посчитали слишком высокой для себя. - А как складывается ситуация с другими видами спорта? - На "НТВ-ПЛЮС" сконцентрирована художественная гимнастика, борьба. Однако если говорить о конкуренции, то это скорее эфирные каналы — проблема для спутниковых, а не наоборот. Мы с ними не конкуренты. При параллельном показе того или иного спортивного события рейтинги у нас практически не уменьшаются. - В каком виде футбол точно остается на телеканале "Спорт"? - Это Лига чемпионов, Кубок УЕФА, квалификационные матчи сборных без участия российской команды, чемпионат Европы и чемпионат мира. СДЕЛАТЬ ТРАНСЛЯЦИЮ — ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ - Вы предлагали РФПЛ свой вариант трансляции чемпионата? - Да, с нового года мы вели активные переговоры, пришли, как нам казалось, к взаимопониманию и недели три назад отправили РФПЛ свои предложения. То, что права отдали "НТВ-ПЛЮС", стало для нас неожиданностью. - Что вы думаете о причинах такого решения? - Это финансы, которые заслонили вопрос социальной справедливости. - А насколько это прибыльно для "НТВ-ПЛЮС"? - Вопрос, конечно, к нашим коллегам. Что касается нашего опыта, а мы пять лет транслируем чемпионат России по футболу, то за эти пять лет у нас не было ни одного сезона, по итогам которого мы бы получили прибыль от футбола. Мы все время инвестируем, помогаем, раскручиваем и пропагандируем. Однако прибыли нет. - Но футбол очень популярен! - Во-первых, очень дорого стоят права на трансляцию. Во-вторых, мы отдаем рекламное время РФПЛ. В-третьих, сделать трансляцию — дорогое удовольствие. - То есть трансляция спорта на телевидении сегодня убыточна? - Я не говорил в целом о спорте. Я сказал, что именно футбол — это проект, в который ВГТРК вкладывает средства на протяжении пяти лет. К тому же категория "убыточный — прибыльный" — не основная при размещении того или иного продукта на телевизионном канале "Спорт". Наш канал создавался для решения социальных вопросов. А эти вопросы напрямую связаны с футболом — одним из самых популярных видов спорта, основным с точки зрения верности болельщиков, традиций, хотя и не самым рейтинговым. Думаю, именно поэтому аудитория так болезненно отнеслась к тому, что большая часть футбольных матчей "уйдет" на "НТВ-ПЛЮС". - Какие тогда самые рейтинговые виды спорта на телевидении? - Из 50 наших топовых трансляций за 2006 год где-то 35 трансляций — биатлон. Соответственно тройка лидеров выглядит так: биатлон, фигурное катание, футбол. Естественно, я не учитываю олимпийские трансляции. - Что дает основную часть дохода при трансляции футбольных матчей? - Только реклама или подписка, если канал спутниковый. - А какая схема наиболее распространена на Западе? - Везде по-разному. К примеру, в Германии считается, что правильней работать с рекламным рынком, поэтому немецкий "Евроспорт" — в открытом доступе. Но основная схема — это, конечно, платные каналы. - Но общевещательное телевидение все-таки демонстрирует спорт? - Конечно, все крупные государственные или общественные телеканалы показывают его. Так, МОК принципиально отказывается работать с платными каналами, настаивая на том, чтобы Олимпиаду показывали на общедоступных. Другой вопрос, что зарабатывать проще на платных системах. Если бы система "НТВ-ПЛЮС" могла сегодня удовлетворить существующий спрос — вопроса бы не было. Однако по состоянию на сегодняшний день тех сотен тысяч приемников, которые есть у "НТВ-ПЛЮС", недостаточно. Нужны миллионы приемников! Представляете, сколько составов оборудования необходимо завезти в страну и развезти по регионам для того, чтобы эти миллионы "тарелок" заработали. Это получается технологический ценз. Другая тема — значительная часть населения страны просто не в состоянии платить деньги за просмотр. У нас средняя зарплата — не 2000 евро, как в Европе. Это имущественный ценз. А как насчет ценза географического? Есть регионы, где просто невозможно принять сигнал со спутника. - Но ведь говорилось, что матчи все равно будут показывать по Первому каналу. - К сожалению или к счастью, мы приучили зрителей к хорошему. Только за прошлый год на нашем канале было показано 299 трансляций. Из них премьер в прямом эфире — 73, а премьер в записи — 62. То есть 135 матчей у нас и 30 — на Первом канале. Это 165. А всего в чемпионате 240 матчей. То есть зритель смог увидеть почти весь чемпионат. Более того, в 2003 году, когда мы только запустились, был показан вообще весь чемпионат. Так что, боюсь, болельщики уже не удовлетворятся трансляциями матчей на Первом. Кстати, по данным Гэллапа, из общей аудитории в 183 с половиной миллиона зрителей, смотревших матчи национального чемпионата 2006 года на федеральных каналах, более 115 миллионов — зрители телеканала "Спорт". - Может, сокращение матчей только поможет футболу стать рентабельным на телевидении? - Все наоборот. Когда покупаешь контракт, покупаешь весь сезон, а не количество матчей. Поэтому чем больше встреч ты показал, тем больше денег от рекламы получил. Как правило, при заключении контракта оговаривается возможность выбора. В те годы, что мы сотрудничали с Первым каналом, они первыми выбирали матчи для показа, мы — следом. При этом мы еще давали региональным компаниям возможность показать их. ИНТЕРЕС К ФУТБОЛУ МОЖЕТ УПАСТЬ - Есть ли какое-то оптимальное время дня для показа футбола? - В принципе нам все равно, когда проходит матч. Однако, когда матчи совпадают, мы стараемся убедить РФПЛ развести их начало, чтобы мы могли большую часть показать в прямом эфире. К сожалению, РФПЛ не всегда идет нам навстречу. Их можно понять: там свой режим подготовки, много других нюансов. Но у нас в минувшем сезоне, скажем, были дни, когда семь матчей игрались в один день. При всем желании это показать невозможно. - Кстати, говорили, что переход чемпионата России на "НТВ-ПЛЮС" увеличит число зрителей на стадионах. - Могу сказать только одно: когда пять лет назад мы показывали первые трансляции, на стадионы ходили по 300 человек. И вот пять лет усиленной поддержки, популяризации футбола привели к тому, что мы видим: везде, кроме Москвы, стадионы полны. Так что, наоборот, интерес к футболу может упасть. Тем более что мы имеем пример Кубка России по футболу. Интерес сохранился лишь к одному-единственному матчу. Финальному. Главную причину вижу в том, что несколько лет тому назад Кубок ушел с открытых телеканалов. ФУТБОЛ — ЯВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - Говорили, что трансляция матчей чемпионата на платном телеканале поможет нашим клубам заработать деньги. Не разъясните этот нюанс? - Десять процентов доходов от трансляций обычно распределяется между РФС и РФПЛ, а 90 процентов отдают клубам. Так что, я полагаю, это связано с доходами, которые им пообещали. - Для мировых клубов это существенно — доход от трансляций? - Естественно. Да и для наших должен стать серьезным источником. Просто российский футбол в последнее время лихорадит. Каждый год придумывают все новые схемы, как сделать его прибыльным. Однако мне кажется, что нужно сперва выстроить систему. Не в обратном порядке. - Что вы имеете в виду под системой? - Если говорить о доходах от трансляций на общедоступных каналах, то необходимо улучшать качество стадионов, качество картинки, которая передается с них, менять в лучшую сторону качество судейства, клубной работы, безопасности на стадионах, обеспечивать честную игру, наконец. Тогда поднимутся рейтинги — можно будет зарабатывать больше и платить больше. Если речь о платном телевидении, то в первую очередь нужно развивать его сеть, увеличивать число "тарелок", подписчиков. 300 рублей, про которые говорилось, — это огромные деньги, если помножить их на миллионы зрителей, смотрящих футбол. Но сначала эти миллионы нужно обеспечить чисто технически, чтобы телевизионное оборудование стояло в каждой квартире, чтобы люди не платили за него последние деньги. Повторюсь: футбол — явление социальное. Он объединяет страну. В дни, когда играет национальная сборная, хорошо понятно, что такое футбол. Или когда наша футбольная сборная попадает (не попадает) на чемпионат мира или Европы — тоже понятно, что такое футбол. А раз это явление социальное, то к нему надо относиться с уважением.
© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru