0
April 19, 2024 12:59:48
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Советы постороннего? - Face 2 Face Betting
May 20 2007

Советы постороннего?

Договоренности – благое дело. Мы сразу согласились не обсуждать текущие дела команды и подопечных нашего собеседника. Просто потому, что не истек срок, отведенный себе тренером на какие-либо выводы. Мы признали, что любое заявление может быть ошибочным. Но в каждом своем слове этот человек уверен и готов за него отвечать. Договариваться о том, что нашему собеседнику небезразличны дела и безделье петербургского футбола, не пришлось: он сегодня искренне живет этим. Игорь Чугайнов-старший – тренер дубля «Зенита», москвич и человек футбола.

Кризис назрел

– Игорь Валерьевич, петербургский юношеский футбол в кризисе?
– В общем-то, да. Это подтверждается и неудачными выступлениями команд Петербурга в последние годы на российских соревнованиях. И тем, что все меньшее число воспитанников петербургских спортшкол привлекаются в сборные страны. Например, в команде 1992 года рождения их нет вообще. Значит, в Петербурге тренеру с точки зрения показываемого уровня игры никто не интересен. Об итогах выступления выпускного класса «Смены» в первенстве России вы знаете (сменовцы на своем поле проиграли команде из подмосковного Егорьевска со счетом 0:4. – «Спорт»).

– Но команды младших воз­растов показывают неплохие резуль­таты?
– Возможно, через три-четыре года ситуация начнет улучшаться. Но при тех системных проблемах, которые, по моим представлениям, существуют при подготовке юных футболистов в Петербурге, только этими результатами дело может и ограничиться.

– Почему так происходит? Не могла же система, которую считали одной из лучших в стране, рухнуть в один день?
– Конечно, проблемы начались не вчера. Основная причина – нель­зя жить прошлым. Если тренер, впрочем, как и футболист, начинает ссылаться на прежние заслуги – прогресса не будет.

– Так, может, кризис во всем российском юношеском футболе?
– Мне кажется, что Россия все-таки выходит из сложной ситуации. Во-первых, клубы поняли, что свои воспитанники необходимы. Да и УЕФА ориентирует на это. Но, заметьте, речь не идет о том, что игрок должен непременно родиться в той местности, где расположен клуб. Почти в каждом крупном городе России открывают интернаты. И привозят ребят, которых находят на периферии.

Надо формировать конкурентную среду

– Но ведь помимо повышения уровня подготовки игроков необходимо и улучшение качества работы тренеров?
– Согласен. Смотрите, увеличили доходы тренеров до уровня, позволяющего содержать семью. Должна появиться конкуренция. И привлекать к работе нужно только по профессиональной пригодности.

– Где же взять тренеров?
– Считаю, что идеальный тренер детей лет до 14 – это человек, поигравший не на высоком уровне, но способный и, самое главное, любящий работать с детьми. А 15-летних тренировать должен человек с именем.

– Зачем?
– Юношеская психология требует. Подростку необходим авторитет. И именно в области футбола.

– А где, скажем, Леонид Слуцкий заработал имя?
– Он взял маленьких в «Олимпию», сделал команду. Потом его пригласили в дубль «Уралана», и он этих ребят взял с собой… То есть заработал себе имя именно как тренер.

– То есть путей все-таки два?
– Скорее всего.

– Так есть ли конкуренция в Петербурге на тренерские места?
– Надо посмотреть. Ведь сколько футболистов здесь закончили играть…

– Но ведь не из каждого получится тренер?
– Конечно, нет. Надо искать, предлагать, обучать. И создавать конкурентную среду.

– А сами футболисты? В чем основные проблемы, например, ваших подопечных?
– Они заявляют, что футбол для них – это жизнь. На самом же деле  у них футбол занимает полтора часа, пока над ними дядька стоит.

– У всех?
– Практически у всех. Но я очень надеюсь, что у моих что-то меняется в сознании. Смотришь, уже без напоминаний после тренировки в баню отправляются. Значит, что-то откладывается в голове.

– Почему степень профессионализма молодых игроков в других странах выше?
– А это уклад жизни, что ли. Россия все же страна особенная.

– Как повышать чувство ответ­ственности?
– А как это делают, например, в Москве? Приучают к конкуренции. Мальчик занимался до 12 лет, потом привозят юношу из другого города, а тот – лучше. И школа будет работать с ним. А ты ищи другую команду. И никто уже не помнит – здесь родился или приехал. Воспитанник школы – и все.

– Каков выход?
– Интернат построить, который будет принимать ребят со всего Северо-Запада.

– Что же делать городским спортшколам?
– Как что делать? Да тренировать точно так же. Ту же конкурентную среду формировать. Повторю, тренер дубля любой команды себе не враг: будет выбирать лучших. Главное, чтобы выбор был. А сейчас его нет, совершенно нет.

Источник всех бед – непрофессионализм

– Чего не хватает местным воспитанникам, играющим в дубле «Зенита»?
– Прежде всего, технического оснащения. Страшно сказать, не умеют бить по воротам. И выслушивать, что нет условий для обучения, – нет сил. Какие нужны условия, чтобы обучить бить по мячу? У нас не было манежей, но вырастали игроки… Лавочку ставили и били. Сейчас бьют?

– Не знаю.
– Судя по тому, что бить по мячу не могут, лавочек нет никаких. Да, я понимаю, это нудно, неинтересно. Но почему балерина стоит у станка по четыре часа, баскетболист без конца бросает в кольцо? Это и называется школой. А все остальное может прийти только на ее базе, и никак иначе.

– Технически плохо готовы. Что еще?
– Физически. Тот же Егорьевск в уже упоминавшейся игре просто продавливал наших. Они, может, не выглядели мощнее. Но упругие, жилистые. И работающие все 90 минут.

– Тактически?
– Здесь у меня больше возможностей как у тренера. Но ведь опять-таки какие-то азы необходимы. Элементарно мяч не умеют отбирать. Вернее, им это и не нужно: соперник и так мяч отдаст. Потому что больше двух-трех передач сделать не могут даже без сопротивления.

 

– Так что же делать?
– Ребятами надо заниматься. Учить их футболу. Думать о будущем. И не только об улучшении материального положения: своего и школы. Нужно трубить о том, что футбол в кризисе. Те, кто кивает на то, что взгляды приезжих не состоятельны – мол, приехали на время и отбудут, – только вредят: они больному говорят, что он здоров. А когда больной умрет, они покачают головой: «Ах как жалко». Это первое.

Второе. У клуба должна быть своя школа, выполняющая задачи, которые клуб ставит. И в футбол будет играть, в который играет основная команда.

Третье. И для меня главное. Не надо ничего выдумывать: все уже придумано, как говорится, до нас. Необходимо деление на три сферы приложения ума и сил: «дворовый» футбол, массовый спорт и футбол высших достижений, профессиональный. И не надо смешивать. А у нас в спортшколах все вместе крутятся. И как из этой усредненной массы выбирать?.. Я помню о необходимости выполнения социальной функции. Но тогда давайте разделим функциональные задачи!

Источник же всех бед – непрофессионализм. Равно как и выход из этого – в профессиональном отношении всех к своему делу. Ребят – к тренировкам, тренеров – к работе, функционеров – к деятельности клуба, собственников клуба – к дея­тельности тренеров и функцио­неров.

 

 

– Вы не боитесь, что ваши слова будут восприняты как «советы постороннего»?
– Нет. Потому что если их хоть кто-то услышит, хоть в ком-то они найдут отклик – они произнесены не зря. Уверен.


 

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru