0
March 29, 2024 08:06:26
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Виталий ШЕВЧЕНКО: "Привык к цейтноту" - Face 2 Face Betting
September 26 2007

Виталий ШЕВЧЕНКО: "Привык к цейтноту"

После успешной работы с московским «Торпедо», с которым он выиграл в 2000 году бронзу чемпионата России, Виталию Шевченко никак не удавалось найти свою команду. В «Сатурне», «Ростове», донецком «Металлурге», «Тереке» он надолго не задержался. Теперь вернулся в одесский «Черноморец», за который когда-то играл.

– Виталий Викторович, поздравляю с победой над киевским «Арсеналом» (2:1. – «Спорт») в последнем туре чемпионата Украины. «Шахтеру», однако, ваш «Черноморец» туром ранее проиграл (1:2. – «Спорт»). Трудно пока обыгрывать грандов?
– Здесь две команды явно сильнее остальных. С ними действительно сложно тягаться. Если в России класс клубов как-то выравнивается, то на Украине «Динамо» и «Шахтер» пока вне конкуренции. Смотрите, «горняки» за два месяца потратили на селекцию почти 70 миллионов долларов. Бюджет «Черноморца», наверное, в пять раз меньше. Уровень игроков с ходу обеспечивает лидерам преимущество.

– Можно провести параллель с матчами Англия – Россия, Украина – Италия?
– Думаю, да. Было время, когда наши клубы могли конкурировать с западными. Потом в стране все развалилось, мы отстали. А за рубежом тем временем в футбол вкладывали деньги – в медицину, в инфраструктуру. В СССР была преемственность: одни хорошие футболисты сменяли других, пласт шел за пластом, причем во всех регионах. После перестройки все рухнуло. Только сейчас детские школы потихоньку встают на ноги. Но туда трудно затащить настоящих профессионалов.

– Это проблема №1 для российского футбола?
– Думаю, да. Мы выбрасываем миллионы на легионеров и не можем заплатить бывшему футболисту три тысячи долларов в месяц, чтобы он пришел тренировать детей.

– Кто же их тренирует?
– Теоретики, выпускники институтов. Или тренеры, которые не нашли себя в большом футболе. Они пришли в школы от безысходности. А с детьми должны работать хорошие специалисты.

– Я про «Динамо», «Шахтер» еще хотел спросить. Как им удается держать топ-уровень, постоянно играть в Лиге чемпионов? Ведь конкуренция на Украине не такая серьезная, как в России.
– Я же говорю: большие деньги в эти клубы вкладывают. А была бы жестче конкуренция, «Шахтер» и «Динамо» успешнее выступали бы в европейских турнирах. Да и не скажу, что на Украине слабый чемпионат. Очки тут сложно брать.

– Другим командам чего не хватает, чтобы до лидеров добраться? Денег?
– Думаю, да. Сейчас «Днепр» вышел на хороший уровень, «Металлист» харьковский, «Металлург» донецкий… Но все равно лучшие игроки уходят в «Динамо» и «Шахтер». Когда другие клубы научатся их удерживать, ситуация изменится.

– У владельцев «Черноморца» какие планы?
– Хотят сделать хорошую команду. Пока больших денег, правда, нет. Подтягиваем молодежь, приглашаем легионеров. Когда летом сюда пришел, команды практически не было. Часть игроков ушла за прежним тренером «Черноморца» Семеном Альтманом. Комплектовал команду почти с нуля. Если больших очковых потерь в первом круге не понесем, во втором, думаю, поборемся за что-то серьезное.

– Ну что-то вам уже удалось в Одессе. Довелось слышать такие разговоры: дескать, «Черноморец» похож по стилю на московское «Торпедо», которое Шевченко тренировал…
– Ну рано делать такие выводы. Хотя не скрою: пытаемся играть в комбинационный, современный футбол с акцентом на атаку. Что-то получается, что-то – нет. Времени у меня было всего два с половиной месяца. Еще эти перерывы на матчи сборных… Футболистов только успеваешь приводить к общему знаменателю. Но висит дамоклов меч результата. Иногда приходится играть не так, как хочется, а так, чтобы забрать очки.

– Стиль есть – результат будет?
– Да. Начали-то мы неплохо. Шли на четвертом месте. Потом были матчи со сложными соперниками: с «Металлистом» в Харькове, с «Шахтером» дома. Можно сказать, понесли запланированные очковые потери.

– За российским футболом следите?
– Конечно.

– То, к чему пришло московское «Торпедо», – закономерно?
– Думаю, да. Когда в 1998 году случился дефолт, мы успели укомплектоваться, купили игроков дешево. Денег особо больше не выделяли, так мы и «прокатили» четыре года. Занимали четвертое, третье место. Мне велели опираться на молодых игроков. Но в то же время клуб не смог их удержать. Бугаев, Волков, Казаков, Вязьмикин, Гашкин, не помню, кто еще, разошлись по другим командам. Получилась разбалансировка: и своих у «Торпедо» не было, и других приглашать не давали. В прошлом году вообще какие-то шараханья начались: стали брать в «Торпедо» ветеранов. Я считаю, команда еще держалась, когда в ней были Кормильцев, Зырянов, Семшов. Они ушли – «Торпедо» рухнуло.

– Павел Алешин сам не знает, чего хочет?
– Он хочет иметь футбольный клуб, который за что-то бы боролся, но при этом не хочет вкладывать в него средства. Рассчитывает в основном на патриотизм, любовь к букве «Т». Но сейчас это не работает. Другое время. Сменились ценности. Обидно за бренд. Была неплохая команда. Двигались наверх: выиграли в 2000-м бронзу. На следующий год претендовали на первое место: в первом круге, помню, обыграли в Петербурге «Зенит» – 3:0, в Саратове «Сокол», который шел тогда на первом месте, – 6:1, «Черноморец» – 5:0, «Спартак» – 2:0… Нужно было элемантарно усилить скамейку – некем было заменить травмированных и получивших карточки. Те люди, что были, могли заменить процентов на семьдесят. Тратиться не стали. В итоге – снова четвертое место. И откат от завоеванных позиций.

– «Ростов», в котором вам довелось поработать, похоже, разделит участь «Торпедо»…
– А в Ростове все время так. Вспомните, сколько тренеров там поменялось. Там, где неразбериха, результата не будет. В «Ростове» нужно было менять весь менеджмент, чтобы двигаться наверх. Но люди в клубе думали, что они все умеют. И игроки привыкли из года в год перебиваться с хлеба на воду. Задача у них была одна: не вылететь. Набирали какое-то количество очков – и потом «курили». Рано или поздно вылет в такой ситуации произойдет. Мне не дали в «Ростове» провести перестройку. Пытался что-то всколыхнуть – это восприняли в штыки. Нужна была поддержка руководства…

– Не получили?
– Нет. Проигрыш «Москве» в четвертьфинале Кубка России Саввиди (Иван Саввиди – тогдашний хозяин «Ростова». – «Спорт») воспринял болезненно. «Ростов» в 2003 году играл в финале Кубка России. Наверное, Саввиди думал, что каждый год там играть будет…

– Такие люди, как Саввиди, с одной стороны, нужны, а с другой…
– Многие команды страдают оттого, что ими управляют непрофессионалы. Иногда руководители берут тренера, который им удобен. Иногда просто апломб не оставляет возможности для диалога. Достигнув успеха в какой-нибудь области хозяйства или бизнеса, люди думают, что они лучше всех разбираются и в футболе.

– А вдруг и правда разбираются?
– Футбол тем и замечателен, что в нем все разбираются (смеется).

– Сколько вы продержались в «Ростове»?
– Несколько месяцев.

– Павел Яковенко – несколько дней…
– Ну да. Валерий Петраков, кажется, – несколько недель. Я говорю: пытался с командой что-то сделать. Но там еще игроки из Южной Африки мешали. Помните, в «Ростове» были Бут, Мгуни, Зване, Койл? Мэтью Бут был у них предводителем. Как-то они уехали домой. А когда вернулись, потеряли место в составе. Ну и началось…

– С руководителями «Терека» в чем вы не сошлись? Когда я разговаривал с одним из них летом 2006-го, он сказал: Шевченко, мол, начал наводить свои порядки, не уважал наших людей…
– Конечно, порядки начал наводить. Мне показалось, что «Терек» в 2006-м тоже ни за что не боролся. Когда я завел речь о покупке игроков, сначала сказали: да. Потом засомневались. Тем не менее собрали команду. Во втором круге шли по чемпионскому графику: победили в пяти матчах из восьми, всего один проигрыш, кажется, был. От моих услуг решили отказаться. Не понял, зачем вообще туда приглашали?

– Специфический клуб?
– Да нормальный клуб! Просто тогда непонятная ситуация была. Деньги за четыре месяца ни мне, ни приглашенным не заплатили. Пришлось улаживать этот вопрос через Палату по разрешению споров. Со всеми рассчитались...

– Сейчас «Терек» снова пытается вернуться в премьер-лигу – с Талгаевым, с ветеранами.
– Желаю им успеха. В Чечне есть условия для создания команды. Главное – сделать выводы из 2005 года, когда они вылетели в первый дивизион.

– Когда тренер долго не задерживается в клубах, страдает его репутация. Не жалеете, что принимали все эти предложения?
– Может быть, может быть… Но тренер должен работать! С моей стороны всегда было желание работать. И еще я очень верю людям. Иногда бывает так: приглашают тебя на одни условия, приезжаешь – видишь другие. Иногда тренера просто зовут для того, чтобы выбить под него условия. По-всякому бывает. Мне больше всего обидно за «Сатурн», с которым могли взять медали в 2003 году. Команда была хорошая, собрали ее за год. Нужно было только усилить ее под еврокубки, и потом лет пять-шесть, я уверен, «Сатурн» боролся бы за высокие места. Но…

– За несколько туров до финиша вас сменил Олег Романцев.
– Да. Мы весь чемпионат шли в лидерах, отставали от второго места всего на очко. Во втором круге был небольшой сбой, но все было поправимо. С «Зенитом» на финише должны были бороться за второе место...

– Как вам объяснили причину отставки?
– Сказали, что их не устраивает стиль игры. Вот, мол, весь сезон команда показывала атакующий футбол, потом вдруг сбилась на прагматичный. Сказали: команда играет не так, как нам хочется.

– Ну что ж, Капелло тоже уволили из «Реала», хотя он выиграл чемпионат.
– Да, тоже стиль не понравился (смеется). Руководители иногда принимают странные решения. Не понимают, что тренер прежде всего думает о результате.

– В Одессу не боялись после всего этого ехать? Ведь до начала чемпионата Украины оставалось несколько недель, когда вас пригласили.
– Да нет. Город мне все-таки знакомый, шесть лет отыграл за «Черноморец» в союзные времена. Люди знакомые в Одессу приглашали. Так что не боялся. Цейтнот только был жуткий. Чемпионат Украины закончился в середине июня, Альтман на тот момент еще вел переговоры с руководством клуба. Новый турнир должен был стартовать в середине июля. Я приехал за две недели до старта. Пришлось быстро латать дыры, вести комплектование. В общем, снова времени на раскачку не было.

– Сейчас в России на первый план выходят молодые тренеры – Черчесов, Кобелев, Слуцкий, Рахимов, Юран. Могут эти люди, многие из которых поиграли на Западе, вывести наш футбол на новый уровень?
– Думаю, они знающие люди, достаточно повидали, многому научились. Но на пустом месте ведь ничего не построишь. Будет доверие руководителей, хорошие условия – почему нет? Нам было немного сложнее, потому что пять-десять лет назад в стране все-таки не было стабильности. Сейчас в России полегче стало. Те же «Зенит», ЦСКА, «Спартак» могут по финансовым условиям соперничать с западными клубами.

– А по игре?
– По игре… Мое убеждение: не должны в российских клубах все решать легионеры. Поднимутся молодые футболисты, появится среднее звено – знаете, как средний класс в экономике, – тогда наш футбол двинется вперед. Березуцкие, Аршавин, Павлюченко – футболисты хорошего уровня, но пока их очень мало.

– Газзаев, Бышовец, Шевченко еще поборются? Не пора еще вам, как говорил киногерой, подковы сшибать?
– Не-ет (смеется). А чего? Газзаев, кажется, до сих пор на уровне. Бышовец – тоже. Год всего в «Локомотиве» работает – Кубок выиграл. Пусть растут молодые, пусть будет спор отцов и детей, здоровая конкуренция. 55–56 лет – нормальный для тренера возраст.

– За здоровье не переживаете?
– Про здоровье лучше молчать. Тихо, в тряпочку. Прожил день – скажи спасибо Богу.

– Как показал пример Виктора Прокопенко, здоровья много не бывает…
– Это точно. Какой цветущий был! Видел его за три-четыре дня до смерти. Тогда и подумать ничего было нельзя. Вместе парились, общались. Витя больше всех парился, плескался в бассейне, выглядел, как всегда, на миллион долларов. Жизнь в нем просто ключом била. И вдруг…

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru