0
April 20, 2024 00:58:59
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
ФК «Шахтер» (Донецк): правда о финансовой деятельности клуба - Face 2 Face Betting
November 16 2007

ФК «Шахтер» (Донецк): правда о финансовой деятельности клуба

Футбольный матч «Милан» – «Шахтер» закончился со счетом 3:0. Донецкий клуб проиграл итальянцам на своем же поле. Со слезами на глазах украинские болельщики покидали стадион...
Поражение любимой команды стоило Ринату Ахметову 200 тыс. евро. Вместо победных 600 тыс. евро за матч команда получит стандартные 400 тыс. только лишь за участие в игре. Разница в сумме – это, к примеру, двухнедельное содержание собственной футбольной академии.
Помимо игровой, футбольная медаль имеет и другую сторону – финансовую. На прошлой неделе ФК «Шахтер» первым и пока единственным решил открыть некоторые данные своей финансовой деятельности
.

Футбольные доходы

Структура доходов отечественных футбольных клубов идентична источникам футбольных клубов Европы: продажа билетов и клубной атрибутики, призовые за участие в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, гонорары за проведение матчей, спонсорство. Тем не менее, немаловажную роль в формировании доходов европейских футбольных клубов играет продажа телевизионных прав вещания. К примеру, из 214,1 млн. евро прибыли 34,3% лионский «Олимпик» получил за счет трансфертных платежей и 32,7% пополнил благодаря продаже прав па трансляцию. Несмотря на то, что в прошлом году игра с участием «Лиона» собирала у экранов около 3,3 млн. зрителей, финансовые показатели команды не настолько значительны, как, например, у «Ювентуса», медиаприбыль которого в сезоне 2006/2007 достигла около 93 млн. евро.
В то же время доходами от прав на трансляцию матчей не довольны ни французы, ни итальянцы. Последние, кстати, рассматривают вариант перехода на модель английской Премьер-лиги, когда права на телетрансляцию реализуются общим пулом, а доходы распределяются между всеми клубами. Например, один из недавних контрактов на трансляцию матчей П ремьер-лиги «потянул» на сумму 1,7 млрд. фунтов. Кроме того, некоторые клубы развивают и свое собственное медианаправление. ТВ-каналами обзавелись «Манчестер Юнайтед», «Милан», «Реал», «Челси».
Свой телеканал открывать «Шахтеру» еще, пожалуй, рано. Хотя интерес к команде достаточно высок не только в Украине, где были показаны практически все матчи с участием донецкого клуба. Сделка с «Медиа Спорт Промоушн» позволяет, например, транслировать матчи чемпионата и Кубка Украины на территории России. Тем не менее, доход «Шахтера» от продажи ТВ-прав не составляет и 2% от общего дохода за сезон.
Зато приличная сумма в 9,5 млн. евро, которую клуб получил от УЕФА, показывает, что стремиться играть в Европе не только престижно, но и выгодно. К слову, аналогичный доход главного конкурента донецкой команды – киевского «Динамо» – составил несколько меньше – около 6,5 млн. евро. Для сравнения, участие в Лиге чемпионов принесло лидеру чемпионата – итальянскому «Милану» – почти 40 млн. евро.
Правда, пока еще ни призовые от УЕФА, ни доходы от проданных билетов и прав вещания не покрывают раcходов ни одной отечественной футбольной команды. Поэтому основная нагрузка до сих пор приходится на спонсоров. Но для того, чтобы сделать «Шахтер» клубом европейского уровня, спонсорских и рекламных инвестиций не достаточно. Поэтому «СКМ» – неизменный спонсор «горняков» – не скупится и вкладывает в свое детище намного больше. Так, в сезоне 2006/2007 общий бюджет клуба составил $73 млн., что на 20% больше, чем в прошлом сезоне.

Куда идут деньги

Основные статьи расходов ФК «Шахтер» – покупка игроков и выплата им зарплат, содержание тренировочной базы, действующего стадиона, строительство нового стадиона.
В сезоне 2006/2007 футбольный клуб приобрел трансферные права на 7 футболистов. Это «удовольствие» обошлось «Шахтеру» в $10,7 млн. Причем Ринат Ахметов не скупится и на зарплату своим футболистам. Правда, в финансовый отчет эта информация не попала. По некоторым данным, футболисты первого дивизиона зарабатывают в среднем $50–100 тыс. в месяц. Только платежи «Шахтера» в госбюджет в виде налогов на заработную плату в сезоне 2006/2007 превысили отметку $6 млн.
Именно эта статья расходов имеет наибольший удельный вес при расчетах затрат европейских клубов. К примеру, «Ювентус» заплатил своим игрокам более 95 млн. евро (почти 65% от общих затрат) за сезон 2006/2007. При этом в предыдущем сезоне футболисты клуба получили в общей сложности на 32,3 млн. евро больше. В английской Премьер-лиге по зарплатам лидирует «Челси». Футболисты Романа Абрамовича за сезон 2005/2006 заработали 114 млн. фунтов. При этом, по мнению специалистов консалтинговой компании Doloitte, соотношение затрат на зарплаты и на другие расходы будет изменяться не в пользу первых. Упор будет сделан, к примеру, на обслуживание долгов клубов и инвестиции в строительство и развитие спортивных сооружений.
Что касается строительства нового стадиона в Донецке, то, что сегодня «скромно» называется «стройкой века», уже в июле следующего года должно без преувеличения стать «стадионом мечты». Общая стоимость проекта – $250 млн. – не совсем соответствует доходам самого клуба. Противовес – сильная спонсорская поддержка. Говорить о том, сколько денег будет приносить новый стадион «Шахтеру», пока еще рано, уверяет генеральный директор клуба Сергей Палкин.
Собственные стадионы имеют многие европейские футбольные клубы и довольно неплохо на них зарабатывают. Например, в Англии более 30% клубных доходов составляют, как правило, средства от продажи билетов, абонементов и футбольной атрибутики. Не меньше получают и итальянские клубы. К примеру, «Ювентус» в прошлом сезоне выручил за продажу билетов более 7 млн. евро. А годом раньте, в бытность свою клубом Серии А, команда получила почти на 10 млн. евро больше. Правда, в отличие от английских, итальянские команды играют на «чужих» стадионах, которые принадлежат муниципальным властям. Единственная команда, которая может похвастаться собственным полем, – это итальянская «Реджина». В скором времени планирует обзавестись собственным стадионом на 60 тыс. мест французский клуб «Лион».

Прибыль от хобби

Большинство европейских футбольных клубов («Манчестер Юнайтед», «Реал», «Милан», «Ювентус») уже вышли на прибыльность. В то же время встречаются в Европе и должники, такие, как, например, «Лацио» и «Рома». Тем не менее, футбол уже воспринимается как очень прибыльный коммерческий проект. Клубы стали открытыми компаниями, акции которых котируются на биржах. Самоокупаемость и выход «в плюс» – задача, стоящая перед многими футбольными менеджерами.
В свое время Роман Абрамович решил инвестировать в футбол и приобрел «Челси» (вместе со всеми долгами и футболистами) за 500 млн. фунтов стерлингов. Его менеджеры уверяют, что уже через два года клуб выйдет на уровень самоокупаемости.
В Украине прибыльных клубов пока еще нет. Когда появятся – вопрос времени. Можно предположить, что первым клубом, у которого доход превысит убытки, в перспективе станет «Шахтер». Но сегодня его работа напоминает скорее благотворительный фонд, а не прибыльный проект. К примеру, почти $5 млн. было выделено на нужды футбольной Академии ФК «Шахтер», в задачи которой входит подготовка футболистов для первого дивизиона. Несмотря на то, что спонсорская поддержка «СКМ» является пока основной движущей силой клуба, со слов менеджеров «Шахтера» становится ясно, что постоянно такая поддержка длиться не будет.

На поле

К сожалению, в прошлом сезоне донецкому «Шахтеру» не удалось стать чемпионом страны и выиграть Кубок Украины. Но, с другой стороны, «горняки» дольше всех из футбольных клубов постсоветского пространства продолжали борьбу в еврокубках. Команда Мирчи Луческу, играя с сильнейшими командами Европы в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА, принесла наибольшее количество рейтинговых очков в зачет Украине. По итогам своего выступления на европейской арене донецкий клуб получил наибольшую сумму премиальных вознаграждений от УЕФА – $9569 000
Игры «горняков» по-прежнему являются самыми посещаемыми в украинской Высшей лиге. В среднем на стадион в домашних матчах приходит по 22,2 тысячи человек. В 111 школах Донецка и области открыты фан-ячейки донецкой команды, увеличилось количество официально зарегистрированных фанатов футбольного клуба «Шахтер» 1100 человек до 4 тысяч.

Академия ФК «Шахтер»

Быстрыми темпами развивается футбольная Академия клуба. Сформировано шесть профессиональных и шесть юношеских команд, в которых занимаются юные футболисты возрастом от 8 лет до 21 года. При Академии создано 9 филиалов, в которых тонкостям футбольного мастерства обучаются около 700 детей. Часто свой опыт им передают игроки донецкого «Шахтера», которые уже закончили выступать за главную команду, – Игорь Леонов, Геннадий Орбу и другие. Создана скаутская служба – в каждом регионе страны есть специальный человек, который следит за перспективными молодыми футболистами возрастом до 16 лет.
Всего на нужды футбольной Академии ФК «Шахтер» в сезоне 2006/2007 годов было выделено около 5 млн. долларов.

Благотворительность

«Шахтер» продолжает свою благотворительную деятельность. В основном клуб помогает детям. В прошлом сезоне 30 детским домам и домам ребенка, а также 50 школам-интернатам была предоставлена материальная помощь. Всего в сезоне 2006/2007 годов футбольным клубом «Шахтер» на различные благотворительные цели было выделено около 2 млн. долларов.
Планы на будущее
В дальнейших планах «горняков» – строительство нового реабилитационного центра высшей категории. К концу нынешнего сезона намечено закончить возведение коробки здания, а через сезон – ввести его в эксплуатацию.
Также сегодня руководством донецкого клуба ведутся переговоры о смене технического спонсора «Адидаса» на «Найк».
У «Шахтера» в планах строительство крытого манежа на базе «Кирша». Имеются наработки и по реконструкции старого стадиона «Шахтер». Предполагается, что будет сохранена западная трибуна, демонтирована Южная и Северная — на их месте создадут 2 футбольных поля. А на месте Восточной будет построен элитный крытый манеж вместимостью до 2-х тысяч человек.

Финансовый директор ФК «Шахтер» Гюльнара Ахмеджанова о прибыльности футбольного клуба
Каков бюджет клуба «Шахтер»?
    В сезоне 2006/2007 общий бюджет клуба составил $73 млн. В эту цифру входят траты на все виды деятельности, по всем направлениям. По сравнению с сезоном 2005/2006 – это на 20% больше.
Является ли ФК «Шахтер» прибыльным проектом?
    Априори футбольные клубы Украины не могут быть прибыльными. Ведь наш основной потребитель (болельщик) относится к категории населения со средним доходом и с доходом ниже среднего. Сейчас нельзя рассчитывать на то, что доходы от продажи абонементов и билетов, атрибутики, поступлений из УЕФА и за рекламу покроют наши расходы. Ресурсы, которые мы используем при производстве нашего продукта, очень дорогие, поэтому и себестоимость его достаточно высока. Ведь мы продаем нашему потребителю матч. А матч – штука дорогая.
    В качестве примера можно привести легионеров, которые стоят десятки миллионов долларов. Плюс содержание инфраструктуры клуба. При таком дорогостоящем ресурсе на сегодняшний день окупить продукт просто нереально. Именно поэтому мы работаем на перспективу и стремимся воспитать своих собственных игроков, чтобы они были конкурентоспособными и в конечном итоге пополнили основную команду. Тогда можно будет говорить о самоокупаемости клуба и о его перспективе стать прибыльным. Но сейчас – это перспектива даже не следующего (2008/2009) сезона. Ведь на подготовку футболистов, которые могут занять место в основе, необходимо несколько лет.
Идет ли вообще речь о возможной окупаемости? Если да, то о каком временном промежутке?
    Да, об этом речь идет. Но временной промежуток зависит от того, насколько быстро воспитают наш основной ресурс – игроков. Так что на данный момент процесс подготовки футболистов нацелен именно на это.
Что приносит клубу наибольшую прибыль?
    Ни от титульного, ни от технического спонсорства мы не уйдем – это львиная доля наших доходов. Наш генеральный спонсор – это компания «СКМ», технический – Аdidas. Есть наработки и с Niке. Кроме того, у нас есть еще одно продуктовое направление. Это воспитание футболиста-профессионала. Ведь исходящие трансферы – это очень приличная статья доходов. Например, только в этом сезоне от исходящих трансферов «Шахтер» получил больше, чем израсходовал на входящие. Но дело не в количестве, а в качестве. За Тимощука мы получили $20 млн. Остальные доходы от трансферов составили $12,5 млн., и более $1 млн. – за аренду игроков. А потратили мы меньше – $10,7 млн.
Сколько клуб зарабатывает на продаже прав телевизионных трансляций?
    За прошлый сезон сумма составила $566 тысяч.
Во сколько сейчас оценивается бренд ФК «Шахтер»?
    Пока не могу назвать конкретную цифру. Для этого мы будем привлекать специалистов по маркетинговым исследованиям. Оценку можно провести только на основании дисконтирования денежных потоков, генерируемых в будущем нашей компанией.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru