0
April 23, 2024 19:39:45
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Чемпионат Украины. Без идей нет ума - Face 2 Face Betting
May 7 2008

Чемпионат Украины. Без идей нет ума

Подходит к концу, вероятно, последний чемпионат Украины, проводящийся профессиональной лигой. Как известно, турнир ожидает повышение статуса: перехватить бразды правления у ПФЛ готовится объединение самих владельцев клубов. Карты не открыты, почтенное собрание не декларирует, чем оно намерено принципиально отличаться от предшественников.

Может, действительно так лучше для начала – в прологе больше места для фантазий. И сразу приходит на ум, что мы никогда не затрагивали тему идеологии своего профессионального футбола. Неужели потому, что само это понятие у нас в загоне после зверств диктатуры пролетариата? Дело дошло до того, что нас уже не интересует ничто идеологическое даже при выборе пути для своей свободной, как ветер, державы. Типичные клубы по бизнесовым интересам сменяют друг друга у кормила государственной власти и не удосуживаются заявить хотя бы мимоходом о своих идейно-философских позициях. Ни им самим, ни нам, электорату не интересно, где искать собственную власть на политическом спектре – справа, слева, ближе к центру или она вообще не вписывается ни в какие рамки.

Жизнь покажет, как долго можно строить демократию, испытывая такое отвращение к идеологии. В футболе подобная неопределенность обычно коротка, как июньская ночь. Футбольное зрелище рождено, чтобы быть любимым; оттенки какого-либо другого отношения публики предвещают высокую волну общественного порицания. Так что в нашем с вами деле, господа любители и профессионалы футбола, не обойтись ни дня без системы связанных между собой идей и требований, выступающих как основа конкретных действий и решений.

По части требований вопросы сняты давным-давно – уже 104 года ФИФА печется о наличии под рукой у всех, кто на земном шаре играет в футбол, надежных нормативов организационно-правового обеспечения.

В этой сфере налажен единичный для всех порядок, и соблюдается он, к счастью, с неумолимостью инквизиции. Зато никто и ничто не посягает на свободу национальных ассоциаций, футболистов и тренеров парить в своем ремесле на крыльях искусства. Если эта тирада кому-то покажется слишком пафосной для такого потного занятия, как футбол, то можно предложить сентенцию поспокойнее – «если это покупают, значит это искусство». При всей своей двусмысленности применительно к художественному творчеству, для футбола это вполне рабочая формулировка.

Так что же покупают в нашем футболе? Ничего существенного, пока – одни надежды. Посещение матчей первенства страны у нас почти или просто бесплатное. Не тратится на трансляцию игр чемпионата и телевидение. Время застыло на наших футбольных полях. Сколько утекло воды в реках после исчезновения мертворожденных клубов из Шепетовки, Ровно, Тернополя, Александрии и прочих им подобных, но и сегодня можно услышать заунывный рассказ телекомментатора о бедной команде, проделавшей полуторатысячекилометровый путь на автобусе, чтобы поспеть к началу календарной игры, и потерявшей в пути всяческий интерес к футболу. А еще, оказывается, этой команде полгода не платят премиальные. Есть в этом репертуаре и другие сюжеты – о хронических задолженностях клубов по зарплате футболистам, о поисках в чужих городах полей, которые хотя бы на два часа в неделю можно было бы назвать своим. И вроде бы Украина исправно застраивается поместьями, каких не видывали екатерининские времена, вчерашние инженеры и просто зятья канувших в вечность партноменклатурщиков растаскивают на куски соблазнительнейшие районы Лондона. А футбол никак не может выйти полностью из каменного века. Разве не требуются здесь спасительные идеи?

Люди, понимающие толк в приводных механизмах спорта, давно советуют резко повысить конкуренцию в чемпионате, сократив число участников или хотя бы рассортировав их по уровням квалификации на начальных этапах, чтобы командам постоянно нужно было куда-то отбираться, дерзать... Но прожекты такого рода пока даже не рассматриваются. Почему? В прошлой, советской жизни было понятно, зачем каждый райцентр требует место в лиге мастеров. Да потому что самому хуторскому хозяйству это удовольствие не стоило ни копейки, деньги на физкультуру и спорт немеряно изымались из профсоюзной кассы, иным способом в нее не залезешь. А так – и стадиончик построят, и асфальт накатят, да и общественный туалет наконец-то появится. Ну а что в наши дни движет организаторами чемпионата, когда допускаются в сильнейшую лигу по всем статьям деревенские команды с их выпасами для скота вместо полей и с футболистами, сплошь арендованными у настоящих футбольных центров? Не случайно именно среди таких обнаруживаются участники, которым вечно не хватает средств выполнить до конца календарь соревнований. В принципе наличие банкротов – явление заурядное в наши горемычные дни. Но то, что по-сути фиктивные клубы превращают в клоунаду чемпионат страны, характеризует прежде всего профессиональный уровень организаторов.

Мне хочется объяснить, что сделало советский футбол родным домом для людей порядочных и умных. Расписываюсь за поколение так называемых детей войны, к которому сам принадлежу, о довоенных нравах знаю лишь понаслышке. Когда погнали немца, футбол заменил украинским пацанам радости украденного детства. По своей беспризорности мы узнавали не из книг, как выглядит великодушие и отвага, что такое достоинство. Открытия такого рода дарил нам футбол – два на два, пять на пять, одиннадцать на одиннадцать. Ну не карты же и прочие забавы уличного безделья! Динамовская команда мастеров и все ее соперники на всесоюзной арене почитались нами, как божества. После такого детства только безнадежный слабак мог стать участником плутовства на футбольном поле. Обстоятельства жизни искали и находили таких обиженных природой, однако никогда не доходило до повального явления, как любят преподносить иные современные издания. Предателей было так мало, что их знали в лицо. И просто презренны утверждения, будто украинские клубы платили киевскому «Динамо» своеобразную очковую дань по указанию руководства республики. А вот то, что футбольный Киев в конце концов обскакал футбольную Москву в постанове дела и методике подготовки футболистов – это факт, навечно вписанный в нашу совместную историю. Все остальное – эхо неугомонной досады проигравших. Судьба всесоюзного первенства решалась не в поединках украинских команд друг с другом, а в битве хорального звучания Киев – Москва. Обе стороны смотрелись былинными богатырями в своем легендарном противостоянии, да и были таковыми от рождения, по духу и спортивной сути.

Кто ищет высокие мотивы для быстротекущей жизни, тот поверит: футбол той поры был пронизан ласковым теплом благодарности. Участники футбола благодарили свое занятие за свет, буквально ниспосланный им, другого выражения не подберешь, во тьме страны полублатной, полукаторжанской. А болельщики только на футбольном поле и видели образ нормальной жизни здоровых во всех отношениях людей. Не зря футбол притягивал магнитом чуть ли не в полном составе гениальные труппы популярнейших театров, ему создавали ореол интеллектуальности утонченнейшие поэты, элита науки. Благодарность отупевшей в атеизме души была безмерной от легко пришедших ощущений причастности к беспричинному братству. Это единство людей вокруг футбольного зрелища, убегающее от тотальной слежки, доносительства и государственного террора, делало футбол уникальным общественным явлением социализма. Человечными, не по-советски доверительными складывались отношения и в коридорах футбольной власти. Здесь мог найти работу гражданин с отнятым партбилетом и даже родной сын отъявленного диссидента.

Атмосферу перелистанной истории не вернуть, но если хочется братски доверительных отношений в футболе, следует их программировать. У нас никто этим не занимается. И приходит клубный функционер в ПФЛ, приносит всего лишь свое недоумение по поводу гнусного предположения проиграть по сговору матч, а ему предлагают прокатиться по кругу полицейской канители со всеми ее письменными заявлениями, запротоколированными свидетельствами и нескрываемым подозрением в соучастии заявители в преступлении. Тип, заваривший эту кашу, соскакивает с крючка, а тем, кто полагал, будто в футболе при воплях «Волки!!!» все дружно хватаются за ружья, показали кукиш. Попробовал бы господин Попов провернуть такой номер во времена начальствования в украинском футболе товарища Фоминых.

Существуй у нас в административном корпусе профессионального футбола набор благородных убеждений и добровольно принятых на себя соответствующих моральных обязательств, обошлись бы мы без многих тормозных устройств, удерживающих футбол Украины на задворках Европы. Все дело в полном отсутствии работы, по-старинке называемой идеологической. «Без идей нет ума» – говаривал Клод Адриан Гельвеций, идеолог революционной французской буржуазии восемнадцатого века. И договорился до воистину Великой революции, уложившей в саркофаг истории европейский абсолютизм.

 

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru