0
April 16, 2024 23:34:26
Ru En Ua Select theme Select window style Print preview
0
Александр СОПКО: "Из "Динамо" сам попросился к Носову" - Face 2 Face Betting
May 16 2008

Александр СОПКО: "Из "Динамо" сам попросился к Носову"

Совсем недавно ветераны "Шахтера" отмечали знаменательную дату. Прошла ровно четверть века с того момента, как горняки в последний раз завоевали Кубок СССР, обыграв в финале со счетом 1:0 харьковский "Металлист". Одному из участников того матча центральному защитнику "Шахтера" Александру Сопко в прошлое воскресенье исполнилось 50 лет. Как быстро все-таки летит время!

Разговор с юбиляром мы начали с вопроса о том, как криворожский мальчик Саша Сопко начал свой путь в большом футболе.

- В группу подготовки "Кривбасса", который тогда выступал во второй союзной лиге, я попал в 12 лет, довольно поздно по современным меркам, - начал Александр Александрович. - Впрочем, тогда в футбол играли повсеместно: на школьных стадионах, во дворах, на пустырях. Многие ребята были неплохо подготовлены физически и технически и, попадая в руки профессиональных тренеров, могли достичь в футболе серьезных высот. Я прошел все ступени детского и юношеского футбола, пока в 17 лет не попал в "обойму" первой команды "Кривбасса".

- Там вас и заметили селекционеры киевского "Динамо"?

- Предложения переехать в другой город, попробовать силы в команде высшей лиги были и раньше. Например, "Черноморец" серьезно обхаживал меня еще в то время, когда я учился в 9-м классе. Через год после этого приглашал "Днепр". Но тогда я просто не хотел уходить из дома.

После окончания школы меня вызвали в состав юношеской сборной Украины, которая готовилась к турниру "Надежда". Мы провели контрольный матч с дублерами киевского "Динамо". Видимо, мне удалось произвести неплохое впечатление, если в итоге попал в основной состав команды, которая защищала честь республики на всесоюзном турнире, потом получил вызов в сборную Советского Союза той же возрастной категории и наконец оказался в "Динамо".

- Это было в конце 1975 года. Не страшно было переходить в команду, которая выиграла Кубок кубков и Суперкубок УЕФА?

- Моя любовь к "Динамо" был настолько велика, что поборола и страх, и все сомнения. Очень хотелось попробовать свои силы в одной из лучших на тот момент команд Европы.

- Не разочаровались впоследствии? Ведь ваше пребывание в дублирующем составе "Динамо" затянулось почти на пять лет.

- Не совсем так. В 1979-м главный тренер "Динамо" Валерий Лобановский рассматривал меня в качестве игрока основного состава. Я прошел все предсезонные сборы, весной отыграл за "Динамо" в кубковых матчах и попал в "основу" на стартовый матч чемпионата с ростовским СКА. Но на разминке перед игрой почувствовал острую боль. Что-то случилось со спиной. То ли из-за нагрузок, то ли по какой-то другой причине - неизвестно. Как только меня ни проверяли и ни исследовали, а точный диагноз так и не поставили.

Только через полгода я вернулся в строй, но момент, когда можно было заиграть в основном составе "Динамо", уже прошел.

- Сложно было закрепиться в том "Динамо", в составе которого были сплошь чемпионы, заслуженные мастера спорта, игроки различных сборных?

"Кривбасс" - это школа, а "Динамо" - даже больше, чем академия. Великий тренер, великие футболисты, принципы, на которых строился тренировочный процесс... В "Динамо" постоянно велась работа, направленная на то, чтобы выработать у игроков дух победителей. Мы стремились к тому, чтобы быть сильнее соперников в каждом матче, на каждой тренировке, в каждом единоборстве. За время пребывания в "Динамо" я получил закалку на всю жизнь.

- За динамовский период вашей карьеры, наверное, самым запоминающимся событием стала победа в составе юниорской сборной СССР на чемпионате мира?

- Оказавшись в "Динамо", я одновременно попал в обойму игроков сборных различных возрастов. Еще в 1976 году я должен был поехать на юношеский чемпионат Европы, но мне не успели вовремя оформить документы как раз из-за того, что я сменил команду. Некоторые "бумажки" приходили на мое имя в Кривой Рог, их возвращали обратно, потом направляли в Киев...

К счастью, обо мне не забыли и через год включили в состав команды, которая готовилась к чемпионату мира. Подобралась очень сильная компания, в которой были талантливые игроки, ставшие впоследствии настоящими "звездами" мирового футбола. Например, Вагиз Хидиятуллин, Владимир Бессонов, Сергей Балтача. С мотивацией тоже все было в порядке, поэтому нам и удалось выиграть турнир.

- Что осталось на память о этом событии?

- Осталась золотая медаль, сувенирная награда, несколько фотографий и, конечно же, хорошие, приятные воспоминания. Например, первые впечатления от "Кока-колы", которую можно было пить, сколько душа пожелает. В Тунисе мы жили в коттеджах, и в каждом домике стояли холодильники, наполненные бутылками с "Кока-колой", "Фантой" и минеральной водой. Парадоксально, но первые два-три дня мы набросились на колу, потом перешли на "Фанту", после чего организм сказал "стоп" и потребовал минеральной воды.

- В тот момент, когда у вас появилось ощущение, что нужно уходить из "Динамо", были ли какие-то варианты, кроме "Шахтера"?

- Меня регулярно звали в "Черноморец". В 1980 году я все предсезонные сборы провел с "Черноморцем", но Лобановский в последний момент воспротивился этому переходу. Хотя в Одессе мне уже и квартиру подготовили, и машину. Я вынужден был вернуться в Киев, где получил очередную травму, снова долго лечился...

Все изменилось после встречи с наставником "Шахтера" Виктором Носовым. Когда я играл в "Кривбассе", он работал вторым тренером и всячески опекал меня. Позже он приезжал на игры дублирующего состава "Динамо" и говорил: "Зачем ты там сидишь? Переходи к нам". Очередная такая беседа состоялась в конце 1980 года. Мы играли на стадионе в районе Холодной балки, я сам подошел к Носову и спросил: "Готовы взять меня к себе?" "Всегда рады", - ответил Виктор Васильевич. Вечером я тихонько вышел из гостиницы "Шахтер" и в расположенном неподалеку спорткомплексе "Спартак" написал заявление, на основании которого потом перешел в донецкую команду.

- Почему "Шахтеру" больше не удалось хотя бы повторить те успехи, которые были достигнуты в конце 70-х годов?

- Все дело в том, что в материальном плане мы получали очень скромную по тем временам поддержку от руководства. Поначалу многие игроки держались на патриотизме, на желании заиграть на высоком уровне, но потом этот эмоциональный порыв стихал, и люди начинали искать, где им могли предложить лучшие условия. В 1982-м команду покинули многие футболисты, после чего и начались проблемы. Мы провалили старт чемпионата и боролись за сохранение места в высшей лиге. Этот сезон стал для нас настоящей закалкой, потому что многие матчи мы вытащили, что называется, на зубах.

В следующем году выиграли Кубок СССР, сыграли на европейской арене, проводили хорошие матчи в чемпионате страны. В общем, мы играли, "Шахтер" был середняком, с которым приходилось считаться всем, но не более того.

- Как получилось, что после "Шахтера" вы оказались в команде из третьего словацкого дивизиона?

- Советский Союз разваливался, открылись границы, мы начали ездить за границу на тренировочные сборы, игроки стали уезжать в иностранные команды. Мне тоже захотелось поиграть за границей, увидеть, как живут люди.

Я поехал на просмотр в команду высшего дивизиона из Брно, но не подошел ей по возрастным критериям. В Словакии футбол уже в то время становился бизнесом. Им было выгодно приобрести молодого, возможно, менее мастеровитого игрока, чтобы потом продать его в другой клуб. Получалось, что их интересовал не я, а мой паспорт.

- Практически безвыходная ситуация...

- Я уже собирался возвращаться домой, но получил приглашение от команды из Кошице. Там отыграл до конца сезона, мы завоевали путевку в высший дивизион, но потом повторилась та же история. Едва команда попала в "элиту", как у нее появились спонсоры, которые хотели зарабатывать деньги, и возрастной легионер им был не нужен. Я снова собирался вернуться на родину, но получил приглашение от команды "Михайловицы". Там провел год, после чего решил заканчивать карьеру игрока, потому что футбол уже не приносил никакого удовольствия.

Президент клуба предложил работу в своей фирме, которая занималась металлом и металлоконструкциями. Через пару месяцев наша команда начала валиться и опустилась на последнее место во втором дивизионе. Тогда президент клуба предложил мне стать тренером. Я и секунды не раздумывал, прежде чем ответить согласием на это предложение, потому что мечтал об этом всю жизнь.

- Как восприняли ваше назначение местные футболисты, тренеры?

- Негативно. Они говорили, что команда и так находится на последнем месте, а с таким тренером и подавно вылетит. Но я знал, где искать резервы для усиления игры. Во втором круге мы обошли пять-шесть команд и финишировали в середине турнирной таблицы.

Через три года меня страшно потянуло домой. Семья оставалась здесь, я очень редко видел жену и сына. Замучила тоска по дому, и в один вечер я решил - уезжаю.

- Почему не продолжили тренерскую карьеру после возвращения в Украину?

- Мне не очень хочется об этом говорить, потому что это личное. Не сложилось, что сделаешь? После того, как я вернулся из Словакии, наступил тяжелый период. Нужно было с чего-то начинать новую жизнь. Начал заниматься бизнесом. Поначалу было тяжело без знаний, опыта. Но чем крепче я становился на ноги в этом деле, тем меньше меня тянуло в футбол.

- С какими чувствами смотрите игры нынешнего "Шахтера"?

- Во-первых, со свойственным многим ветеранам чувством зависти. Любому из нас, к примеру, хотелось бы поиграть в таком турнире, как Лига чемпионов. Не говоря уже о материальных условиях, прочих перспективах. Во-вторых, с чувством гордости, потому что "Шахтер" стал флагманом украинского футбола, заработал имя в Европе.

© Voon Development Team 2000 - 2024 Contact us: info@voon.ru